Ведином творческом процессе дизайнерской деятельности выделяется область работы художника – стилиста, направленной на создание целостной гармоничной формы машины.
Стилизация– вид технико-эстетического творчества, непосредственно связанный по своему происхождению с близким ему декоративно-прикладным искусством.
Основная особенность этой методики – эстетическая организация внешнего облика технического предмета придание машине определенного стилевого характера.
Необходимость в этом виде творчества обусловлена различными общественно- историческими условиями, новыми производственно - экономическими отношениями, сложившимися культурно-эстетическими традициями, меняющимися потребительскими требованиями, способами пользования вещами.
Первоначальная преимущественная ориентация работы художников-стилистов на решение чисто коммерческих задач производства и сбыта технических изделий определило отрицательное отношение к этой методике дизайна.
Однако рационально понимаемая стилизация позволяет создать машины, весьма совершенные по форме.
Стилизация широко применяется в станкостроении, автомобилестроении и т.д.
Именно потребительские цели определяют характер существующих видов эстетической стилизации промышленных изделий.
Все разнообразие стилистических приемов в технике складывалось последовательно, в тесной зависимости от социально-культурных и производственно-экономических факторов, от отношения человека к форме техники.
Основные виды стилизации:
- конъюнктурная (коммерческая);
- имитационная;
- рациональная.
Цель конъюнктурной (коммерческой)стилизации – достижение скорейшей, наибольшей прибыли от изделия. Коммерческая стилизация как организованное художественно – промышленное явление, непосредственно связанное с системой частнокапиталистического предпринимательства, зародилась в начале 20 в. в Западной Европе, и действовала как своеобразный эстетически - экономический рычаг конкуренции, верное средство оживления сбыта в условиях сбыта застоя производства и маркетинга. Не удивительно поэтому, что она сохраняет значение и в настоящее время, как в США, так и в других странах.
Имитационнаястилизация, направлена на выявление технического устройства в его внешней форме; где объекты стали обретать обтекаемую форму, якобы функциональную форму, что привлекло внимание художников-стилистов и распространилось по всему миру. Для созревания этой идей нашлась плодотворная почва. Период 1920 – 1930 х. гг. время покорения больших скоростей, в первую очередь, в авиации и судоходстве. Аэро – и гидродинамические формы, исключительно выразительные в эстетическом, пластическом отношении, представлялись адекватными функции быстрого движения. Они и казались авторам имитационной стилизации универсальным признаком, знаком функции вообще. И вот, вслед за средствами транспорта, многие стационарные объекты стали обретать обтекаемую форму. Далее имитационная стилизация начала изменяться.
Однако, очевидно, что принцип имитирующей стилизации, так же, как и конъюнктурной в силу ложной ориентации потребителя не отвечает общественно – культурным и промышленно – экономическим установкам общества.
Рациональнаястилизация – разумный подход к проектированию формы.
Для художников-стилистов – это стремление к разработке внутренне оправданной внешней формы предмета, определенным образом отражающей содержание. Установка рациональной стилизации приближается к принципам художественного конструирования. Как показывает практика, рациональная стилизация оказывается весьма эффективным средством эстетической организации формы изделий.
Морфологический анализ машины, предварительная цель и проектное задание на стилизацию формы. Основой морфологического исследования служит общее представление о строении внешней и внутренней форм предмета.
Морфология в дизайне — материализованные внешняя (оболочка) и внутренняя (структура) формы предмета, построенные в соответствии с его внешним содержанием (функцией). Так понимаемая морфология машины определяется общественными потребностями в последней, технической необходимостью устройства, характером человеческого отношения, способами материализации по законам логики и красоты.
Основа морфологии и ее выражение — абстрактная геометрическая форма, обладающая главными структурными элементами ([2], рис. 2.3,а) и частными пространственными характеристиками ([2], рис. 2.3, б). Сведенные в систему элементы и характеристики описывают построение какого-либо конкретного геометрического тела ([2], рис. 2.3, в).
Характер геометрического тела отражается в оболочке, внешней форме машины. Поскольку эта форма материальна, принципиальное значение имеет определяющая ее строение внутренняя форма, структура. Структура характеризуется способами построения пространства, действия, организации. Способ построения пространства предполагает либо пространственно развитую структуру — развернутую систему с видимой конструктивной схемой, позволяющей зрительно воспринимать ее работу (по образному выражению — «открытая форма»), либо обособленную структуру — компактную систему с невидимой конструкцией, не показывающей работу своих элементов, образованной замкнутой поверхностью («закрытая форма»).
Способ действия структуры проявляется в двух планах: функционально-техническом, предназначенном для выполнения определенной технической функции, и информационно-психологическом, необходимом для получения информационных сообщений, восприятия. Способ организации структуры определяется агрегатированием и унификацией (составлением неодинаковых структур из неодинаковых элементов), модульностью (построением неодинаковых структур из одинаковых элементов), а также разрастающейся или свертывающейся трансформацией. Такой способ предполагает «количественное наращивание исходного элемента и развертывание его в пространственную структуру» или «свертывание в простую фигуру топологически сложного функционального пространства.
Принципы абстрактной геометрической морфологии не самозначимы. Они опосредуют реальное содержание работы по формообразованию, в которой учитывается, что общественная потребность обусловила необходимость возникновения машины с заданной функцией. Инженерные методы позволили осуществить ее техническое устройство. Так сложились объективные основы морфологии. Ее «субъективные» основы определены физическим и моральным отношением человека к машине. И уже все перечисленное в совокупности опосредовалось способами воплощения технической структуры в физическом материале в соответствии с геометрическими принципами морфологии.
Художник-стилист занимается «концом формообразования» — построением внешней формы. Однако грамотный стилист обязательно учитывает опосредующее влияние и внутренней формы (структуры), и, в определенной степени, содержания (функции, назначения, идеи). Поэтому серьезное морфологическое исследование включает детальное изучение антропономических и технических характеристик машины, причем технические характеристики рассматриваются не в собственном техническом смысле, а с точки зрения потребностей человека. Содержание анализа определено технико-эстетической проблематикой в целом.
Морфологическому анализу подлежит прототип-машина, непосредственно предваряющая осуществляемую разработку, и аналоги — ряд родственных машин, стоящих в одном типологическом ряду с разрабатываемым объектом. В случае отсутствия исходных и сходных образцов, особенно при перспективной стилизации, необходим морфологический анализ и экстраполяция общих тенденций и закономерностей формообразования машин как данной, так и смежных (а подчас — и отдаленных) отраслей производства.
Цель анализа (из нее проистекает, и предварительная цель синтеза) — выявление функциональных и морфологических особенностей машинной формы для определения ее соответствия потребностям человека.
Функциональный аспект внешней формы машины исследуется с позиций управляющих возможностей человека-оператора, эксплуатационных характеристик самой машины и производственных способов ее исполнения.
Контакт оператора с техническим устройством осуществляется в физическом и психологическом планах. Следует установить, обеспечивают ли формы машины благоприятное тактильное взаимодействие размеров, пропорций, конфигураций поверхностей, с которыми тесно соприкасается человек. Необходимо также определить оптимальное информационное взаимодействие по тем же физическим характеристикам и, главное, по специальным параметрам зрительного, слухового и др. восприятия всей рабочей системы индикации машины, а также по признакам информативности — меры наглядности представления о назначении машины по ее внешнему виду.
Техническое назначение машины задается выполняемым ею производственным процессом. Эксплуатационные возможности (внутренние — режим работы машины, и внешние — режим работы оператора) определяются ее кинематической схемой. Необходимо установить рациональность построения кинематики процесса с позиций логики производства и управления, а также проверить соответствие способа конструктивного воплощения кинематическому принципу. Следует оценить правдивость определяемой конструкцией объемно-пространственной структуры, которую воспринимает и с которой взаимодействует оператор.
Способ изготовления машины, материального воплощения конструкции зависит от ее назначения, принятого проектного решения, возможностей производства и т. д. и, в конце концов, влияет на параметры назначения, определяющие морфологию. Поэтому необходимо исследовать оптимальность соответствия принятой технологии изготовления машины ее назначению и функции и взаимосоответствия технологии и конструкции (как в отношении изготовления деталей и узлов, так и в отношении процесса сборки).
Литература: [2] (стр. 56-67)
Контрольные вопросы:
1. Чем определяется стилизация формы машин.
2. В чем заключается проектное задание на стилизацию формы.