Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема лекции 9. Стилизация формы машин. Возможность и необходимость стилизации формы машин



Ведином творческом процессе дизайнерской деятельности выделяется область работы художника – стилиста, направленной на создание целостной гармоничной формы машины.

Стилизация– вид технико-эстетического творчества, непосредственно связанный по своему происхождению с близким ему декоративно-прикладным искусством.

Основная особенность этой методики – эстетическая организация внешнего облика технического предмета придание машине определенного стилевого характера.

Необходимость в этом виде творчества обусловлена различными общественно- историческими условиями, новыми производственно - экономическими отношениями, сложившимися культурно-эстетическими традициями, меняющимися потребительскими требованиями, способами пользования вещами.

Первоначальная преимущественная ориентация работы художников-стилистов на решение чисто коммерческих задач производства и сбыта технических изделий определило отрицательное отношение к этой методике дизайна.

Однако рационально понимаемая стилизация позволяет создать машины, весьма совершенные по форме.

Стилизация широко применяется в станкостроении, автомобилестроении и т.д.

Именно потребительские цели определяют характер существующих видов эстетической стилизации промышленных изделий.

Все разнообразие стилистических приемов в технике складывалось последовательно, в тесной зависимости от социально-культурных и производственно-экономических факторов, от отношения человека к форме техники.

Основные виды стилизации:

- конъюнктурная (коммерческая);

- имитационная;

- рациональная.

Цель конъюнктурной (коммерческой)стилизации – достижение скорейшей, наибольшей прибыли от изделия. Коммерческая стилизация как организованное художественно – промышленное явление, непосредственно связанное с системой частнокапиталистического предпринимательства, зародилась в начале 20 в. в Западной Европе, и действовала как своеобразный эстетически - экономический рычаг конкуренции, верное средство оживления сбыта в условиях сбыта застоя производства и маркетинга. Не удивительно поэтому, что она сохраняет значение и в настоящее время, как в США, так и в других странах.

Имитационнаястилизация, направлена на выявление технического устройства в его внешней форме; где объекты стали обретать обтекаемую форму, якобы функциональную форму, что привлекло внимание художников-стилистов и распространилось по всему миру. Для созревания этой идей нашлась плодотворная почва. Период 1920 – 1930 х. гг. время покорения больших скоростей, в первую очередь, в авиации и судоходстве. Аэро – и гидродинамические формы, исключительно выразительные в эстетическом, пластическом отношении, представлялись адекватными функции быстрого движения. Они и казались авторам имитационной стилизации универсальным признаком, знаком функции вообще. И вот, вслед за средствами транспорта, многие стационарные объекты стали обретать обтекаемую форму. Далее имитационная стилизация начала изменяться.

Однако, очевидно, что принцип имитирующей стилизации, так же, как и конъюнктурной в силу ложной ориентации потребителя не отвечает общественно – культурным и промышленно – экономическим установкам общества.

Рациональнаястилизация – разумный подход к проектированию формы.

Для художников-стилистов – это стремление к разработке внутренне оправданной внешней формы предмета, определенным образом отражающей содержание. Установка рациональной стилизации приближается к принципам художественного конструирования. Как показывает практика, рациональная стилизация оказывается весьма эффективным средством эстетической организации формы изделий.

Морфологический анализ машины, предварительная цель и про­ектное задание на стилизацию формы. Основой морфологического ис­следования служит общее представление о строении внешней и внутрен­ней форм предмета.

Морфология в дизайне — материализованные внешняя (оболочка) и внутренняя (структура) формы предмета, построенные в соответствии с его внешним содержанием (функцией). Так понимаемая морфология машины определяется общественными потребностями в последней, тех­нической необходимостью устройства, характером человеческого отно­шения, способами материализации по законам логики и красоты.

Основа морфологии и ее выражение — абстрактная геометрическая форма, обладающая главными структурными элементами ([2], рис. 2.3,а) и частными пространственными характеристиками ([2], рис. 2.3, б). Све­денные в систему элементы и характеристики описывают построение какого-либо конкретного геометрического тела ([2], рис. 2.3, в).

Характер геометрического тела отражается в оболочке, внешней форме машины. Поскольку эта форма материальна, принципиальное значение имеет определяющая ее строение внутренняя форма, структура. Структура характеризуется способами построения пространства, дейст­вия, организации. Способ построения пространства предполагает либо пространственно развитую структуру — развернутую систему с видимой конструктивной схемой, позволяющей зрительно воспринимать ее работу (по образному выражению — «открытая форма»), либо обособленную структуру — компактную систему с невидимой конструкцией, не пока­зывающей работу своих элементов, образованной замкнутой поверх­ностью («закрытая форма»).

Способ действия структуры проявляется в двух планах: функцио­нально-техническом, предназначенном для выполнения определенной технической функции, и информационно-психологическом, необходимом для получения информационных сообщений, восприятия. Способ органи­зации структуры определяется агрегатированием и унификацией (со­ставлением неодинаковых структур из неодинаковых элементов), мо­дульностью (построением неодинаковых структур из одинаковых эле­ментов), а также разрастающейся или свертывающейся трансформа­цией. Такой способ предполагает «количественное наращивание исход­ного элемента и развертывание его в пространственную структуру» или «свертывание в простую фигуру топологически сложного функциональ­ного пространства.

Принципы абстрактной геометрической морфологии не самозначимы. Они опосредуют реальное содержание работы по формообразованию, в которой учитывается, что общественная потребность обусловила необ­ходимость возникновения машины с заданной функцией. Инженерные методы позволили осуществить ее техническое устройство. Так сложились объективные основы морфологии. Ее «субъективные» основы определены физическим и моральным отношением человека к машине. И уже все перечисленное в совокупности опосредовалось способами воплощения технической структуры в физическом материале в соответствии с гео­метрическими принципами морфологии.

Художник-стилист занимается «концом формообразования» — пост­роением внешней формы. Однако грамотный стилист обязательно учи­тывает опосредующее влияние и внутренней формы (структуры), и, в определенной степени, содержания (функции, назначения, идеи). По­этому серьезное морфологическое исследование включает детальное изучение антропономических и технических характеристик машины, при­чем технические характеристики рассматриваются не в собственном техническом смысле, а с точки зрения потребностей человека. Содержа­ние анализа определено технико-эстетической проблематикой в целом.

Морфологическому анализу подлежит прототип-машина, непосред­ственно предваряющая осуществляемую разработку, и аналоги — ряд родственных машин, стоящих в одном типологическом ряду с разраба­тываемым объектом. В случае отсутствия исходных и сходных образцов, особенно при перспективной стилизации, необходим морфологический анализ и экстраполяция общих тенденций и закономерностей формо­образования машин как данной, так и смежных (а подчас — и отдален­ных) отраслей производства.

Цель анализа (из нее проистекает, и предварительная цель синте­за) — выявление функциональных и морфологических особенностей машинной формы для определения ее соответствия потребностям че­ловека.

Функциональный аспект внешней формы машины исследуется с по­зиций управляющих возможностей человека-оператора, эксплуатацион­ных характеристик самой машины и производственных способов ее исполнения.

Контакт оператора с техническим устройством осуществляется в фи­зическом и психологическом планах. Следует установить, обеспечивают ли формы машины благоприятное тактильное взаимодействие размеров, пропорций, конфигураций поверхностей, с которыми тесно соприкасается человек. Необходимо также определить оптимальное информационное взаимодействие по тем же физическим характеристикам и, главное, по специальным параметрам зрительного, слухового и др. восприятия всей рабочей системы индикации машины, а также по признакам информатив­ности — меры наглядности представления о назначении машины по ее внешнему виду.

Техническое назначение машины задается выполняемым ею производ­ственным процессом. Эксплуатационные возможности (внутренние — режим работы машины, и внешние — режим работы оператора) опре­деляются ее кинематической схемой. Необходимо установить рациональ­ность построения кинематики процесса с позиций логики производ­ства и управления, а также проверить соответствие способа кон­структивного воплощения кинематическому принципу. Следует оценить правдивость определяемой конструкцией объемно-пространственной структуры, которую воспринимает и с которой взаимодействует опе­ратор.

Способ изготовления машины, материального воплощения конструк­ции зависит от ее назначения, принятого проектного решения, возмож­ностей производства и т. д. и, в конце концов, влияет на параметры на­значения, определяющие морфологию. Поэтому необходимо исследовать оптимальность соответствия принятой технологии изготовления машины ее назначению и функции и взаимосоответствия технологии и конструкции (как в отношении изготовления деталей и узлов, так и в отношении про­цесса сборки).

 

Литература: [2] (стр. 56-67)

Контрольные вопросы:

1. Чем определяется стилизация формы машин.

2. В чем заключается про­ектное задание на стилизацию формы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.