Условия проектного синтеза при рациональной стилизации в свернутом виде обозначили и соответствующие факторы художественного конструирования: научные, производственные, общественные, антропономические, эстетические.
Научные (логические) факторы определяют достигнутые к настоящему времени общий уровень научно – технического прогресса.
Производственные (промышленно - экономические) факторы обусловливают достигнутый, общий уровень развития экономики и производства, соответствующее состояние профильной отрасли промышленности, конкретные технические характеристики предприятия, которое будет реализовывать художественно – конструкторскую разработку.
Антропономические факторы воплощают характерный для данного общества и времени уровень развития человека, раскрывающийся через этнические, демографические, антропологические и другие показатели.
Эстетические (художественные) факторы отражают уровень развития эстетической культуры в данном обществе, ее всеобщие идеалы и конкретные проявления в профильной отрасли производства, особенно на предприятии, осуществляющем художественно – конструкторскую разработку.
Средства художественного конструирования впрямую соотносятся с общим комплексом средств дизайна, но отличаются большей полнотой и сложностью по сравнению со средствами рациональной стилизации. Это понятно, поскольку художник – конструктор разрабатывает и форму машины, и технически – эстетическое содержание машины.
Научно – логические средства художественного конструирования определяются тем кругом наук, на положения которых опирается сам художник – конструктор и работающие с ним специалисты.
Специально – логические технологические средства художественного конструирования по существу идентичны, соответствующим инженерным разработкам и достаточно хорошо известны.
Технически–конструкторские средства художественного конструирования, как и технологические, идентичны инженерным и служат основным связующим звеном между художественным и инженерным конструированием.
Информационно – эргономические средства художественного конструирования полностью определены инженерной психологией и эргономикой. Они позволяют достичь взаимодействия структуры, размеров, расположения элементов человека и управляемой машины. Существенно ограничивается статистическая и совершенствуется динамическая работа (упорядочение движений, снижение усилий путем согласования действия оператора и регулируемой машины). Становятся возможными оптимальные получение, отбор, хранение и переработка и передача оперативной информации. Формируются условия благоприятного климата, гигиеничности, безопасности, работы. Оптимизируется взаимодействие оператора с машиной.
Композиционно – художественные средства, рассмотренные относительно рациональной стилизации формы машины, едины и в отношении художественного конструирования. Ведущие принципы композиции – единство формы и содержания и ценность структуры.
Единство содержания (функции) и формы (структуры) композиции технического предмета исходит из общих положений, определяющих строение и проявление формы и содержания.
Композиционные принципы как наиболее обобщенные, базисные установки воплощаются в проекте путем следования закономерностям композиции – конкретным правилам гармонического построения художественно – конструкторских разработок.
К основным закономерностям относятся повторяемость, подчиненность, соразмерность, равновесие.
Повторение целого в частях (большого в малом) опирается на сходство композиционных элементов по главной особенности целого, их единство по ведущему признаку. Ведущий признак определяет целостность композиции и обеспечивает преемственность восприятия, ее элементов.
Соподчиненностьчастей зависит от организованности элементов композиции по какому – либо существующему признаку. Соподчиненность возникает благодаря объединению всех признаков вокруг главного и способствует последовательности восприятия элементов композиции.
Соразмерностьчастей и целого создается через единство признаков соотношения элементов композиции между собой с целым. Это связано с общей качественной закономерностью; количественные характеристики выражаются в конкретных отношениях.
Равновесиедостигается сбалансированным расположением частей и целого по отношению к пространственным осям. Оно обеспечивается равновесием физических сил и является важным условием восприятия композиции как гармонической.
Согласно рассмотренным принципам и закономерностям композиции формируются как проектируемая машина в целом, так и ее элементы – блоки, агрегаты, детали. Между структурными элементами образуются три композиционные связи: объемно – пространственная структура, тектоника, цветовая пластика.