Оценка завершенного проекта формы или формы готовой машины может осуществляться художником – стилистом, экспертом и потребителем. Художник – стилист оценивает проект с позиций своих профессионально – ценностных установок и в отношении его потребительских признаков. Специалист – эксперт на разных стадиях проектирования и производства машины оценивает, как потребительские признаки проекта, так и потребительские свойства продукта.
Экспертная оценка, по существу, то же проектирование, но осуществляемое «от противного», в обратном порядке – как репроектирование, только без проекта, в словесно – логическом, аналитическо–оценочном виде. Несмотря на то, что оценке подлежит одна лишь сторона машины, ее форма – экспертиза – все равно должна быть комплексной, т.е. проводиться по всем параметрам формы и желательно в сравнении с формами – аналогами.
Как исходные характеристики формы, выявленные при проектном исследовании морфологических прототипа и аналогов, так и заложенные в проекте, позволяют объединить все потребительские свойства формы машины в три группы: визуальные, тактильные и логические. Визуальные свойства воспринимаются лишь дистанционно, тактильныеощущаются при прямом контакте человека с техническим изделием, логические – никак не воспринимаются непосредственно, но устанавливаются путем рассуждений и расчетов на основе косвенных признаков.
Оценка формы технического изделия осуществляется с учетом ее функционального и собственного морфологического построения. Выясняется степень соответствия потребительских свойств формы машины, достигнутых стилистом, требованиям потребителя. Логичность полстроения формы определяет рациональность ее выражения; производственное соответствие характеризует функциональность; мера управляемости определяет степень комфортабельности; культурные свойства выявляют соотнесённость с идеологическими установками; мера гармоничности отражает соответствие социально эстетическому идеалу формы.
Каждая из сторон антропономической оценки формы технического изделия должна воплощаться в конкретных параметрах. Причем уровень конкретности зависит от возможности применения точных методик оценки и от степени неразделимости показателей человеческого и технического факторов. Так, мера рациональности выражения формы (антропономический показатель) в сочетании со степенью рациональности ее изготовления (технический показатель) позволяет определить экономическую эффективность формы. Рационально организованная форма впрямую упрощает ее производство.
Условия и особенности освоения технической формы в процессе трудовой деятельности.
Освоение формы машины на производстве не происходит в виде специальных процедур, а осуществляется непосредственно во время работы. В этом заключается отличие производственной от других ситуаций – выставочной, торговой и пр., когда форма изделия воспринимается особо, отстраненно, а подчас и как бы «впереди» самого изделия. Освоение формы в быту носит промежуточный характер, поскольку труд в домашних условиях не столь напряжен и непрерывен как на предприятии.
Форма осваивается человеком с рациональных (соответствие по значению) и эстетических позиций (соответствие идеалу).
Подлинная красота технических форм начинается с логики, гармонии, красоты кинематических и конструктивных схем. Поскольку они обязательно должны быть рациональны, красота технического изделия неотделима от его пользы. Решение одних технических проблем не позволит создать предмет, высококачественный во всех отношениях, а это означает, что он не может быть полностью освоен, всесторонне использован человеком в процессе труда.
Диалектическое противоречие формы и содержаниями стилизации машин. Согласно закону диалектики неразрывность содержания и формы предполагает наличие противоречия между ними. Как показано в п. 2.1.4, [2] в процессе совершенствования машины новая потребность приводит к уничтожению старой (морально устаревшей) формы и обусловливает необходимость создания новой формы. Эта последняя начинает стремиться к новому содержанию, которое уже невозможно создать посредством методики рациональной стилизации. Возникает и разрастается неразрешимый средствами методики стилизации принципиальный конфликт между формой и содержанием машины, в крайних проявлениях губительный для самого существования технического предмета.
В случае же «вечности» основного содержания, назначения, например, сохранения многовековой функции обработки металла резанием в токарных станках при совершенствовании функциональных составляющих — показателей мощности, скорости, производительности форма в своей структурной основе сохраняется — происходят лишь пластические изменения, вызываемые движением моды и пр. (см. рис. 2.14, [2]). Идеальной моделью постоянного устранения несоответствия между формой и содержанием представляется, например, плод растения на каждом этапе созревания.