Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема лекции 13. Главные стороны оценки формы технического изделия. Эстетическая оценка завершенного проекта форм завершенной машины



Оценка завершенного проекта формы или формы готовой машины может осуществляться художником – стилистом, экспертом и потребителем. Художник – стилист оценивает проект с позиций своих профессионально – ценностных установок и в отношении его потребительских признаков. Специалист – эксперт на разных стадиях проектирования и производства машины оценивает, как потребительские признаки проекта, так и потребительские свойства продукта.

Экспертная оценка, по существу, то же проектирование, но осуществляемое «от противного», в обратном порядке – как репроектирование, только без проекта, в словесно – логическом, аналитическо–оценочном виде. Несмотря на то, что оценке подлежит одна лишь сторона машины, ее форма – экспертиза – все равно должна быть комплексной, т.е. проводиться по всем параметрам формы и желательно в сравнении с формами – аналогами.

Как исходные характеристики формы, выявленные при проектном исследовании морфологических прототипа и аналогов, так и заложенные в проекте, позволяют объединить все потребительские свойства формы машины в три группы: визуальные, тактильные и логические. Визуальные свойства воспринимаются лишь дистанционно, тактильныеощущаются при прямом контакте человека с техническим изделием, логические – никак не воспринимаются непосредственно, но устанавливаются путем рассуждений и расчетов на основе косвенных признаков.

Оценка формы технического изделия осуществляется с учетом ее функционального и собственного морфологического построения. Выясняется степень соответствия потребительских свойств формы машины, достигнутых стилистом, требованиям потребителя. Логичность полстроения формы определяет рациональность ее выражения; производственное соответствие характеризует функциональность; мера управляемости определяет степень комфортабельности; культурные свойства выявляют соотнесённость с идеологическими установками; мера гармоничности отражает соответствие социально эстетическому идеалу формы.

Каждая из сторон антропономической оценки формы технического изделия должна воплощаться в конкретных параметрах. Причем уровень конкретности зависит от возможности применения точных методик оценки и от степени неразделимости показателей человеческого и технического факторов. Так, мера рациональности выражения формы (антропономический показатель) в сочетании со степенью рациональности ее изготовления (технический показатель) позволяет определить экономическую эффективность формы. Рационально организованная форма впрямую упрощает ее производство.

Условия и особенности освоения технической формы в процессе трудовой деятельности.

Освоение формы машины на производстве не происходит в виде специальных процедур, а осуществляется непосредственно во время работы. В этом заключается отличие производственной от других ситуаций – выставочной, торговой и пр., когда форма изделия воспринимается особо, отстраненно, а подчас и как бы «впереди» самого изделия. Освоение формы в быту носит промежуточный характер, поскольку труд в домашних условиях не столь напряжен и непрерывен как на предприятии.

Форма осваивается человеком с рациональных (соответствие по значению) и эстетических позиций (соответствие идеалу).

Подлинная красота технических форм начинается с логики, гармонии, красоты кинематических и конструктивных схем. Поскольку они обязательно должны быть рациональны, красота технического изделия неотделима от его пользы. Решение одних технических проблем не позволит создать предмет, высококачественный во всех отношениях, а это означает, что он не может быть полностью освоен, всесторонне использован человеком в процессе труда.

Диалектическое противоречие формы и содержаниями стилизации машин. Согласно закону диалектики неразрывность содержания и формы предполагает наличие противоречия между ними. Как показано в п. 2.1.4, [2] в процессе совершенствования машины новая потребность приво­дит к уничтожению старой (морально устаревшей) формы и обуслов­ливает необходимость создания новой формы. Эта последняя начинает стремиться к новому содержанию, которое уже невозможно создать посредством методики рациональной стилизации. Возникает и разрас­тается неразрешимый средствами методики стилизации принципиальный конфликт между формой и содержанием машины, в крайних проявле­ниях губительный для самого существования технического предмета.

В случае же «вечности» основного содержания, назначения, на­пример, сохранения многовековой функции обработки металла резанием в токарных станках при совершенствовании функциональных составляю­щих — показателей мощности, скорости, производительности форма в своей структурной основе сохраняется — происходят лишь пластические изменения, вызываемые движением моды и пр. (см. рис. 2.14, [2]). Идеаль­ной моделью постоянного устранения несоответствия между формой и содержанием представляется, например, плод растения на каждом этапе созревания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.