Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль и место дизайна в развитии отечественного дизайна



Структурными элементами деятельности всякого предприятия, (в том числе машиностроительного) являются человек, материал, орудие, процесс, среда, продукция. Все эти элементы в отдельности и производство в целом, подлежат обустройству, управлению, обслуживанию и постоянному усовершенствованию. Производственные взаимоотношения предполагают оптимальность структур и форм производственной деятельности в масштабе предприятия на основе планов экономического, социального, культурного развития трудовых коллективов.

Трудовые процессы требуют оптимальных форм и способов контактов людей между собой и с техникой в процессе работы.

Аналогично организуются процессы отдыха (на производстве и вне него). Общественное воспитание и обучение осуществляется средствами информации, рекламы, воспитательными и учебными средствами. Наконец, проявления общественного человека опираются на устойчивые формы социальной психологии, воплощаемые в обычаях, обрядах, ритуалах, и отражаются в его поведении.

Все эти формы обучения, их системная научно-художественная организация преследует цепь достижения высокого уровня культуры личности трудящегося, деловых отношений, рабочей обстановки, производственной сферы и оборудования, процесса и продукта труда.

Именно с этих позиций должна осуществляться научно-художественная организация производства в целом, аттестация рабочих мест и всех структурных уровней предприятия.

Архитектурно-дизайнерские методы и средства позволяют, в этой связи, совершенствовать практически все стороны производства. Включая экономическую, физическую, экологическую, технологическую, психологическую, педагогическую, социологическую, эстетическую, культурологическую и этологическую стороны производства.

Этологический компонент формирует деловое поведение, широко понимаемую диалектику труда (Л 2 стр.10).

По мере своего внутреннего развития и внешнего распространения дизайн приобретает все большее значение для производства.

Художественное конструирование как одно из средств повышения эффективности производства и качества промышленной продукции.

Развитие производственной эстетики в промышленности и архитектуре относится к одному из назревающих и важных направлений нашего времени.

Рост культуры производства с учетом её эстетического аспекта призван способствовать повышению производительности, привлекательности и творческого характера труда, художественного вкуса рабочих и ИТР.

Проводимые практические и теоретические работы дизайнеров обобщаются и оцениваются с позиции необходимости дальнейшего расширения и совершенствования художественно-конструкторских служб на производстве, углубления эргономического обоснования дизайнерских проектов.

Для активизации и улучшения управления качеством всех видов промышленной продукции необходимо непосредственное включение художественного конструирования в систему работы по повышению качества товаров народного потребления, в том числе бытовых приборов и машин.

Практика художественного конструирования, направленная на повышение эффективности производства и качества промышленной продукции, определяется рядом принципиальных положений.

К ним относятся: системный подход, структурная организация, концептуальность проектирования, информативность проекта, квалиметричность продукта, языковая специфика дизайна.

1. Системный подход. Сама сфера приложения творческого труда дизайнера – предметно – техническая среда и составляющие её элементы – внешне выглядит хаотичной.

В действительности же, входя в объективно существующую гиперсистему природы, искусственно образованная предметная среда не может быть бессистемной – в противном случае она просто не смогла бы существовать.

Другое дело, что она невероятно сложна, диалектически не завершена – таково условие процесса развития – и поэтому воспринимается как бы неупорядоченной.

Вне системной организации всякая деятельность была бы неполноценной или совершенно невозможной.

Собственно, дизайн как специфический вид проектного творчества, составной элемент деятельности и культуры системен.

Область и масштаб приложения дизайна могут простираться от создания эстетики выразительной формы изделия до участия в комплексном формировании целостной гармоничной предметно-технической среды всех сфер жизнедеятельности человека.

Но во всех случаях художественно-конструкторскую деятельность целесообразно объективно рассмотреть с позиций системного подхода.

Под системой в наиболее общем виде понимается комплекс элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих в относительно определенных границах единое целое.

Элемент обладает (может обладать) одновременно разными характеристиками, параметрами, выполняя разные функции и т.д. Существенным свойством ряда системных объектов является их самоорганизация.

Учитывая самостоятельность компонентов системы необходимо представлять её в виде подсистемы более сложной гиперсистемы.

2. Структурная организация.

Диапазон задач дизайна простирается от создания удобных и красивых промышленных изделий до формирования целостной гармоничной предметно-технической среды.

Во всех случаях предполагается определенное построение (или переустройство) проектируемых объектов.

Формируются (переформируются) не столько сами объекты, сколько определенные их признаки. Такая перестройка идет в сравнение с объектами – аналогами, а новое построение – вне сравнения с ними (без аналоговый дизайн). Поэтому существом дизайнерской деятельности является структурная организация, структурообразование, а её результатом – структурность, целостная гармоничная структура.

Понятие структуры относится, прежде всего, к форме. Дизайн, создавая форму объекта, организует и его содержание (рис.3).

Эти два понятия являются в дизайнерском творчестве методически основополагающими.

 

 

Рисунок – 3. Внешнее и внутреннее содержание и формы объекта дизайна.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.