Последняя, девятая, операция алгоритма рациональной стилизации – реализация. Изготовление опытного образца формы машины, проверка и оценка соответствия формы требованиям человека. На этом основании становится возможным освоение формы в процессе деятельности. Самый действенный способ наиболее полного и координации дальнейшей работы художника – стилиста – изготовление опытного образца формы в виде действующего макета или головного образца изделия. Поскольку такая возможность имеется не всегда, допустимо – особенно для небольших и простых изделий – выполнение имитационного макета, который может дать достаточно полное и достоверное представление о форме.
Проблема оптимального освоения окружающей среды — одна из центральных в процессе воспитания и обучения ребенка. Она может быть решена путем постоянной адаптации его к большому и сложному миру, в том числе к его технической сфере. Противоречие между взрослыми и детским миром снимается через игру. Игровая адаптация происходит в основном по трем направлениям. Первое из них — документальное: масштабное уменьшение культурно-технического образца реальной машины, которая, становясь соизмеримой и соподчиненной ребенку, остается «точно, как настоящая». Второе направление — художественное — связано со значительной эстетической стилизацией облика технического предмета путем изменения пропорций, пластики, цвета. Третье — конструктивное, «аналитическое» — направление связано с расчленением модели машины на стилизованные «элементы конструктора».
Основная морфологическая идея художественного направления — придание технической игрушке через призму принципов рациональной стилизации характерных детских черт — мягкости, забавности, умильности. Цель — явное очеловечение машинных форм. Предельное и наглядное выражение такой концепции — в мультфильмах с «ожившими» машинками, например, в знаменитом «Паровозике из Ромашкова».
Подобная рациональная стилизация игрушки обеспечивание сохранения — в определенных пределах — интеллектуального значения исходного взрослого образца и осуществление активного, осмысленного игрового процесса, моделирующего — пусть достаточно условно — реальную действительность. Устройство и гигиеничность игрушки, особенно изготовленной из химически безвредных пластмасс, гарантирует безопасность игры.
Популярность игрушки среди детей достигается благодаря своим положительным игровым и ассоциативным свойствам. Положительное эмоциональное и эстетическое воздействие, запоминаемость игрушки сохраняются иногда на всю жизнь.
Уменьшенные копии машин имеют не только прямое игровое значение и предназначаются не только для детей. Масштабные модели автомобилей служат предметом коллекционирования у взрослых, а комплексы немецких моделей железнодорожного транспорта «Piko» — одной из любимейших взрослых игр, особенно у инженеров, которые оснащают свои маленькие транспортные узлы всевозможной электроникой.
Главное же назначение уменьшенных копий техники — демонстрационное, информационное, познавательное, направленное на документальное представление (на технической выставке), историческую фиксацию (в музее) или профессиональное изучение (в вузе). Во всех случаях потребность в такого рода «документальных игрушках» очень велика в силу их информационной содержательности, привлекательности, занимательности, достигнутых благодаря точному масштабному подобию настоящей машине (рис. 2.10, [2]).
Концепция формообразования таких моделей прямо противоположна идее стилиста-игрушечника и сводится к безоговорочному натурализму. Цель работы — обязательное предельно точное следование натурному образцу, достижение полного правдоподобия, сохранение стиля той эпохи, к которой относится образец. Возможны лишь отклонения, не влияющие на конечный результат: не всегда необходимое отображение внутреннего устройства и ненужность соблюдения реальной технологии изготовления.
Литература: [2] (стр. 81-94)
Контрольные вопросы:
1) В чем заключается процесс построения формы машины.
2) Что включает в себя проектно – стилевая модель формы машины?