В ведомственных приказах правоохранительных органов неоднократно отмечалось, что для нормального функционирования служебного коллектива надлежит уделять пристальное внимание профессиональному, правовому и нравственно-эстетическому воспитанию личного состава в духе строжайшего соблюдения законности и дисциплины, формирования здорового морально-психологического климата, изыскания резервов по улучшению условий труда, быта и досуга личного состава как объективных предпосылок укрепления законности и служебной дисциплины. Выполнение этих требований осложняется рядом проблем и противоречий, проявившихся в последнее время:
• произошла деидеологизация общественной жизни, радикальная смена идеалов и приоритетов, резкое понижение роли воспитательных аппаратов и качества их работы;
• изменились ценностные ориентации руководителей правоохранительных органов и личного состава;
• стал иным культурный и нравственный облик молодежи, поступающей на службу в органы правоохраны;
• обострились противоречия между необходимостью подготовки высококультурных, обладающих должным уровнем нравственной и правовой воспитанности сотрудников правоохранительных органов и существующими традиционными, устаревшими подходами к решению этой задачи;
• наблюдается несоответствие уровня получаемых знаний сотрудниками правоохранительных органов требованиям практики и т.д.
Вышеназванные проблемы и противоречия находят наиболее зримое проявление в многообразных факторах и условиях, которые или благоприятно влияют на деятельность и результативность служебного коллектива, или оказывают на него неблагоприятное воздействие.
В различных главах учебника группа позитивных факторов и условий в целом уже получила определенное освещение, однако представляется целесообразным изложить их в виде некоторой системы.
1. Нравственно-эстетические:
• обоснованность, объективность и справедливость кадровых решений, когда продвижение по службе, выдвижение на руководящую должность, представление к различного рода поощрениям происходит исключительно на основе морально-деловых качеств и реальных результатов труда сотрудника;
• создание благоприятных условий для профессионального, нравственного и культурного становления личности сотрудника;
• оказание моральной и профессиональной помощи вновь принятым членам коллектива для их скорейшей адаптации к требованиям службы;
• творческий подход и необходимое ресурсное обеспечение при организации культурного досуга и отдыха сотрудников; эстетическое оформление служебных помещений и условий труда;
• внимательное отношение к традициям и ритуалам, повышающее престиж профессии, чувство гордости за членство в служебном коллективе.
2. Психолого-педагогические:
- благоприятный морально-психологический климат в коллективе; соответствие уровня подготовки каждого сотрудника характеру его функциональных обязанностей;
- создание условий для постоянного служебно-профессионального и нравственно-культурного роста каждого сотрудника и коллектива в целом;
- установление отношений делового сотрудничества между начальниками и подчиненными при решении служебных задач;
- следование требованиям культуры общения в служебных и межличностных отношениях между сотрудниками;
- своевременное выявление отрицательных сторон в поведении отдельных сотрудников и корректировка их совместными усилиями руководства и членов коллектива;
- помощь коллектива в преодолении разрыва между самооценкой и реальными возможностями сотрудника; поощрение или наказание сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Социально-экономические:
- обеспечение уровня и качества жизни сотрудников и членов их семей в соответствии с занимаемой должностью;
- проявление внимания со стороны руководства и членов коллектива к бытовым условиям каждого сотрудника;
- своевременное оказание моральной и материальной помощи сотруднику, оказавшемуся в сложной ситуации.
4. Организационно-правовые и управленческие:
-обеспечение режима законности как по отношению к сотрудникам, так и в процессе исполнения ими функциональных обязанностей;
- индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками служебного коллектива как руководителей, так и работников воспитательного аппарата; создание условий для творческого развития каждого сотрудника;
- научная обоснованность служебной нагрузки при выполнении конкретных видов работы из расчета на одного сотрудника, определяющая штатную численность службы или подразделения.
Негативные факторы и условия, противодействующие стабильности и нормальному функционированию коллектива правоохранительных органов, можно разделить на следующие группы.
1. Нравственно-этические:
• отсутствие надлежащего морально-психологического климата в коллективе;
• низкий уровень правовой и профессиональной культуры сотрудников;
• социальная запущенность членов коллектива, их сугубо прагматическая ориентация;
• падение престижа профессии в представлении конкретного сотрудника или коллектива в целом.
2. Психолого-педагогические:
• отсутствие научно разработанной профессиограммы при отборе сотрудников на конкретную должность или специальность;
• запущенность культурно-воспитательной работы и самообразования;
• игнорирование психологических особенностей личности при назначении на должность, переводе в другую службу.
3. Социально-экономические:
• неудовлетворенные жилищно-бытовые условия жизни, отсутствие возможности их улучшить;
• несоответствие денежного содержания характеру и условиям труда;
• низкий уровень качества жизни сотрудников при выходе на пенсию, в отставку, в запас;
• отсутствие достаточных средств для лечения сотрудников и членов их семей.
4. Организационно-правовые и управленческие:
• отсутствие общих целей и служебных перспектив для большинства членов коллектива;
• отсутствие нормальных условий для несения службы, ее плановости и соразмерности предельно допустимым нагрузкам;
• постоянно возрастающая нагрузка, порожденная осложнением оперативной обстановки и отсутствием кадровых возможностей;
• устаревший стиль деятельности руководителя;
Разумеется, приведенный перечень факторов и условий не является исчерпывающим. В процессе практической деятельности этот список видоизменяется и дополняется с учетом специфики служебной деятельности конкретного коллектива. Тем не менее, для обеспечения внешнего и внутреннего режима законности и моральности требуется постоянная готовность членов служебного коллектива противостоять возможному произволу и несправедливости, допущенными со стороны руководства. Это обусловлено еще и тем, что служба в правоохранительных органах является специфическим видом государственной службы, где почти отсутствует система общественного и профсоюзного контроля, нет прокурорского надзора при разрешении конфликтов по вопросам прохождения службы. Эти задачи возложены на внутренние специальные службы и подразделения (кадровые и инспекторские).