Учебные материалы по т. 6 «Нравственные отношения в служебном коллективе правоохранительных органов
Понятие служебного коллектива и его основные профессионально-нравственные характеристики
Обязательным элементом любой социальной системы является, как известно, коллектив, выполняющий специфические, только ему отведенные в данной структуре общественно значимые функции. Не являются исключением в системе органов государственного управления и коллективы правоохранительных органов, которые отличаются многообразием и многоаспектностью. Принято считать, что в каждой из самостоятельных подсистем совокупной правоохранительной системы первоначальную основу составляет трудовой коллектив на конкретном управленческом уровне с присущими для его членов нравственно-этическими, психолого-педагогическими и иными свойствами личности. К их числу можно отнести повышенное чувство ответственности за выполнение профессионального долга, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма и сплоченности. Уровень их развития позволяет при минимальных ресурсных затратах достигнуть оптимального конечного результата, так как в условиях совместных действий при положительном моральном климате результативность деятельности всех членов коллектива заметно возрастает.
В этой связи встает закономерно вопрос, любое ли собрание людей следует считать служебным коллективом. В научной литературе под служебным коллективом понимается специально сформированное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совместной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении. В таком служебном коллективе играют важную роль различные личностные характеристики его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности. Другими словами, помимо внешней среды функционирования такого коллектива большое значение придается внутренним условиям его деятельности.
В служебных коллективах правоохранительных органов особенно ярко проявляется требование сочетания интересов отдельной личности, самого коллектива и всего общества. Достижение названной задачи осуществляется различными мерами, например, постоянно происходящей перестройкой организационных структур правоохранительного органа — изменением, дополнением или сужением его основной функции, совершенствованием правовой основы деятельности, переподчинением его тому или иному ведомству.
Такие коллективы имеют единые организационно-правовые основания для формирования и функционирования, а потому и названы служебными. Применительно же к правоохранительным органам каждый из таких коллективов отличается еще и самостоятельной атрибутикой, основной функцией, формами и видами взаимоотношений между сотрудниками, которые для данного коллектива являются обязательными и отличительными от других.
Названная атрибутика позволяет определить принадлежность сотрудников правоохранительных органов к отдельным самостоятельным службам с характерными для них служебными полномочиями и специфическими нравственно-этическими и психолого-педагогическими характеристиками. К таким характеристикам следует отнести:
• сложившуюся общезначимую в данном обществе систему ценностей, формирующую нравственно-этическую, психолого-педагогическую и социально-правовую целостность коллектива;
• наличие единства целей всех членов данного служебного коллектива;
• постоянно реализуемые в деятельности служебного коллектива специальные принципы его организации и функционирования (законность, взаимодействие, координация, взаимопомощь);
• формирование и поддержание в служебном коллективе определенного морального климата через выработку коллективного мнения, позитивного настроения, поддержание и пропагандирование героических поступков, требований соблюдения служебного долга и чести, боевого товарищества и братства, трудовых и боевых традиций, Присяги и уставов;
• научно обоснованное ресурсное обеспечение деятельности служебного коллектива.
Каждый служебный коллектив является постоянно и динамично изменяющимся социальным организмом, проходящим различные этапы и стадии организации, становления, развития и реорганизации.
На каждом из таких этапов достигается соответствующий уровень развития, который определяется своими нравственно-этическими, психолого-педагогическими и организационными особенностями.
Каждый из названных элементов на различных этапах развития находит свое естественное и закономерное проявление, выделяется их очередность и создается определенная система приоритетов. Таким путем служебный коллектив достигает своей оптимальной организационной структуры, а его члены морально-этического единства, т.е. создаются необходимые условия для совершенствования у членов коллектива профессиональных навыков и умений, высокой общей и профессиональной культуры.
Среди существующего многообразия иерархической организации служебных коллективов в общей системе правоохранительных органов основным звеном являются первичные коллективы — это городские либо районные органы внутренних дел, уголовно-исполнительные учреждения, районные суды, органы нотариата и адвокатуры и др., которые постоянно находятся в непосредственном общении с гражданами и правонарушителями. Они выполняют большую по объему и зачастую непрестижную работу, что сказывается на их профессиональной детерминации. Естественно, что к сотрудникам таких коллективов должны предъявляться повышенные морально-этические требования в сочетании с индивидуальным подходом.
Служебные коллективы правоохранительных органов являются разновидностью различных государственных и общественных коллективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен отличаться высокой общей профессиональной культурой, повышенной организованностью и ответственностью за выполняемую работу, профессиональной компетентностью. Кроме того, особое место здесь принадлежит руководителю, который призван обеспечить выполнение профессиональных задач через реализацию профессионально-нравственного потенциала коллектива.
Каждый вновь создаваемый служебный коллектив проходит в своем становлении несколько этапов и стадий, где нравственный компонент играет значительную роль.
/ этап — формирование коллектива. Известно, что деятельность руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. Но это происходит до того периода, когда будут осознаны общезначимые цели, соотнесены мотивы и интересы общества с интересами всего коллектива, т.е. когда произойдет естественное сплачивание всех членов коллектива, признание коллективом формального и неформального лидера. Только тогда каждый служебный коллектив конкретного правоохранительного органа достигает определенного уровня в своем развитии. Здесь проявляются четко выработанные устойчивые формы поведения, создаются традиции, осознаются и формируются определенные нравственные ценности (с годами такое положение становится устоявшимся, оно поддерживается большинством членов коллектива автоматически, без каких-либо ресурсных затрат и воспитательных воздействий). На этом этапе любое изменение, приводящее к существенным преобразованиям в коллективе, — смена лидера, принятие на работу большого числа специалистов из других регионов с различным опытом и стажем работы, уровнем профессионального образования и тому подобным, — может вызвать неприятие большинством его членов и привести к межличностным конфликтам.
При создании коллектива сотрудников правоохранительных органов характерны следующие особенности:
1. Повышенная общественная значимость целей и задач деятельности правоохранительных органов, где помимо высоких требований к профессиональной подготовке выдвигаются и повышенные требования к нравственным качествам личности.
2. Достаточно жесткие и детально регламентированные требования к выполнению задач служебной деятельности каждым членом коллектива вне зависимости от занимаемой должности. Как правило, здесь преобладают формально закрепленные функциональные обязанности с четко обозначенным порядком и условиями их исполнения. Они базируются на обязательном выполнении требований всех существующих приказов и распоряжений, строгого соблюдения субординации и подчиненности, на детальной регламентации согласованности и взаимодействия между различными подразделениями. При этом зачастую вновь принимаемые приказы бывают не в полной степени согласованы с уже существующими, что порождает определенные противоречия при их исполнении. Это, естественно, сказывается на межличностных отношениях между членами коллектива и приводит к конфликтным ситуациям при реализации принятых решений.
3. Определенная «закрытость» многих направлений деятельности правоохранительных органов в силу выполнения ими специфических функций, порождает определенное противоречие, поскольку, с одной стороны, необходимо обеспечивать соблюдение конституцинных прав и свобод личности при достаточной информированности населения, а с другой — необходимо соблюдать государственную, служебную и иную тайну.
4. Выполнение наибольшего объема служебных задач осуществляется преимущественно низовыми звеньями служебного коллектива. Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мнениями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отношений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.
// этап — стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива.
/// этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.
IV этап — максимальное сочетание требований службы и личных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.
По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессионально-нравственного развития его членов.
Первая стадия — стадия формирования, на которой руководитель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нравственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэтому на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководителя, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.
Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добросовестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относящиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно деформированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.
Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подавляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанавливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаимопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со стороны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, a era негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.
Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня развития коллектива.Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение проявления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководителю со стороны коллектива предъявляются определенные требования, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жесткими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее сказать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.
Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный коллектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:
• социально-политическую — формирование у членов коллектива определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника правоохранительных органов;
• нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие определенного уровня знаний, навыков, умений, высокой обшей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу,скоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия,эгоизма и т.д.