Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие служебного коллектива и его основные профессионально-нравственные характеристики



Учебные материалы по т. 6 «Нравственные отношения в служебном коллективе правоохранительных органов

Понятие служебного коллектива и его основные профессионально-нравственные характеристики

Обязательным элементом любой социальной системы является, как известно, коллектив, выполняющий специфические, только ему от­веденные в данной структуре общественно значимые функции. Не являются исключением в системе органов государственного управ­ления и коллективы правоохранительных органов, которые отлича­ются многообразием и многоаспектностью. Принято считать, что в каждой из самостоятельных подсистем совокупной правоохрани­тельной системы первоначальную основу составляет трудовой кол­лектив на конкретном управленческом уровне с присущими для его членов нравственно-этическими, психолого-педагогическими и ины­ми свойствами личности. К их числу можно отнести повышенное чувство ответственности за выполнение профессионального долга, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма и сплочен­ности. Уровень их развития позволяет при минимальных ресурсных затратах достигнуть оптимального конечного результата, так как в условиях совместных действий при положительном моральном климате результативность деятельности всех членов коллектива за­метно возрастает.

В этой связи встает закономерно вопрос, любое ли собрание людей следует считать служебным коллективом. В научной литера­туре под служебным коллективом понимается специально сформиро­ванное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совмест­ной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении. В таком служебном коллективе играют важную роль различные личностные характеристики его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности. Другими словами, помимо внешней среды функционирования такого коллектива большое зна­чение придается внутренним условиям его деятельности.

В служебных коллективах правоохранительных органов особенно ярко проявляется требование сочетания интересов отдельной лич­ности, самого коллектива и всего общества. Достижение названной задачи осуществляется различными мерами, например, постоянно происходящей перестройкой организационных структур правоохра­нительного органа — изменением, дополнением или сужением его основной функции, совершенствованием правовой основы деятель­ности, переподчинением его тому или иному ведомству.

Такие коллективы имеют единые организационно-правовые осно­вания для формирования и функционирования, а потому и названы служебными. Применительно же к правоохранительным органам каждый из таких коллективов отличается еще и самостоятельной атрибутикой, основной функцией, формами и видами взаимоотно­шений между сотрудниками, которые для данного коллектива яв­ляются обязательными и отличительными от других.

Названная атрибутика позволяет определить принадлежность сотрудников правоохранительных органов к отдельным самостоя­тельным службам с характерными для них служебными полномо­чиями и специфическими нравственно-этическими и психолого-педа­гогическими характеристиками. К таким характеристикам следует отнести:

• сложившуюся общезначимую в данном обществе систему ценностей, формирующую нравственно-этическую, психолого-педагогическую и социально-правовую целостность коллектива;

• наличие единства целей всех членов данного служебного коллектива;

• постоянно реализуемые в деятельности служебного коллектива специальные принципы его организации и функционирования (законность, взаимодействие, координация, взаимопомощь);

• формирование и поддержание в служебном коллективе определенного морального климата через выработку коллективного мнения, позитивного настроения, поддержание и пропагандирование героических поступков, требований соблюдения служебного долга и чести, боевого товарищества и братства, трудовых и боевых традиций, Присяги и уставов;

• научно обоснованное ресурсное обеспечение деятельности служебного коллектива.

Каждый служебный коллектив является постоянно и динамично изменяющимся социальным организмом, проходящим различные эта­пы и стадии организации, становления, развития и реорганизации.

На каждом из таких этапов достигается соответствующий уровень развития, который определяется своими нравственно-этическими, психолого-педагогическими и организационными особенностями.

Каждый из названных элементов на различных этапах развития находит свое естественное и закономерное проявление, выделяется их очередность и создается определенная система приоритетов. Та­ким путем служебный коллектив достигает своей оптимальной ор­ганизационной структуры, а его члены морально-этического един­ства, т.е. создаются необходимые условия для совершенствования у членов коллектива профессиональных навыков и умений, высокой общей и профессиональной культуры.

Среди существующего многообразия иерархической организа­ции служебных коллективов в общей системе правоохранительных органов основным звеном являются первичные коллективы — это городские либо районные органы внутренних дел, уголовно-испол­нительные учреждения, районные суды, органы нотариата и адво­катуры и др., которые постоянно находятся в непосредственном общении с гражданами и правонарушителями. Они выполняют боль­шую по объему и зачастую непрестижную работу, что сказывается на их профессиональной детерминации. Естественно, что к сотрудни­кам таких коллективов должны предъявляться повышенные морально-этические требования в сочетании с индивидуальным подходом.

Служебные коллективы правоохранительных органов являются разновидностью различных государственных и общественных кол­лективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен отличаться высокой общей профессио­нальной культурой, повышенной организованностью и ответственно­стью за выполняемую работу, профессиональной компетентностью. Кроме того, особое место здесь принадлежит руководителю, который призван обеспечить выполнение профессиональных задач через реа­лизацию профессионально-нравственного потенциала коллектива.

Каждый вновь создаваемый служебный коллектив проходит в своем становлении несколько этапов и стадий, где нравственный компо­нент играет значительную роль.

/ этап формирование коллектива. Известно, что деятельность руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. Но это происходит до того периода, ко­гда будут осознаны общезначимые цели, соотнесены мотивы и ин­тересы общества с интересами всего коллектива, т.е. когда произой­дет естественное сплачивание всех членов коллектива, признание коллективом формального и неформального лидера. Только тогда каждый служебный коллектив конкретного правоохранительного органа достигает определенного уровня в своем развитии. Здесь про­являются четко выработанные устойчивые формы поведения, создают­ся традиции, осознаются и формируются определенные нравственные ценности (с годами такое положение становится устоявшимся, оно поддерживается большинством членов коллектива автоматически, без каких-либо ресурсных затрат и воспитательных воздействий). На этом этапе любое изменение, приводящее к существенным пре­образованиям в коллективе, — смена лидера, принятие на работу большого числа специалистов из других регионов с различным опы­том и стажем работы, уровнем профессионального образования и тому подобным, — может вызвать неприятие большинством его членов и привести к межличностным конфликтам.

При создании коллектива сотрудников правоохранительных ор­ганов характерны следующие особенности:

1. Повышенная общественная значимость целей и задач дея­тельности правоохранительных органов, где помимо высоких тре­бований к профессиональной подготовке выдвигаются и повышенные требования к нравственным качествам личности.

2. Достаточно жесткие и детально регламентированные требова­ния к выполнению задач служебной деятельности каждым членом коллектива вне зависимости от занимаемой должности. Как правило, здесь преобладают формально закрепленные функциональные обя­занности с четко обозначенным порядком и условиями их исполнения. Они базируются на обязательном выполнении требований всех существующих приказов и распоряжений, строгого соблюдения субординации и подчиненности, на детальной регламентации согласованности и взаимодействия между различными подразделениями. При этом зачастую вновь принимаемые приказы бывают не в полной степени согласованы с уже существующими, что порождает определенные противоречия при их исполнении. Это, естественно, сказывается на межличностных отношениях между членами коллектива и приводит к конфликтным ситуациям при реализации принятых решений.

3. Определенная «закрытость» многих направлений деятельности правоохранительных органов в силу выполнения ими специфических функций, порождает определенное противоречие, поскольку, с одной стороны, необходимо обеспечивать соблюдение конституци­нных прав и свобод личности при достаточной информированности населения, а с другой — необходимо соблюдать государственную, служебную и иную тайну.

4. Выполнение наибольшего объема служебных задач осуществляется преимущественно низовыми звеньями служебного коллектива. Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мне­ниями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отно­шений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.

// этап стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива.

/// этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.

IV этап максимальное сочетание требований службы и лич­ных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.

По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессио­нально-нравственного развития его членов.

Первая стадия — стадия формирования, на которой руководи­тель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нрав­ственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэто­му на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководи­теля, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.

Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добро­совестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относя­щиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно де­формированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.

Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подав­ляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанав­ливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаи­мопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со сторо­ны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, a era негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.

Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня раз­вития коллектива.Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение прояв­ления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководи­телю со стороны коллектива предъявляются определенные требова­ния, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жест­кими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее ска­зать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.

Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный кол­лектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:

социально-политическую — формирование у членов коллектива определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника правоохранительных органов;

нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие определенного уровня знаний, навыков, умений, высокой обшей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу,скоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия,эгоизма и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.