Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные правила поведения руководителя



Правоохранительная практика нередко ставит руководителя в слож­ные и достаточно деликатные ситуации, в которых соблюдение пра­вил поведения, рекомендованных этиками и психологами, помогает значительно снизить нервное напряжение и предостеречь от оши­бок. Служебные отношения многообразны, поэтому и правил пове­дения руководителя множество. Чтобы описать эти правила, потре­бовались бы целые тома пособий по подготовке управленческого персонала. Мы же просто приведем своеобразный кодекс поведе­ния руководителя, составленный специалистами в области управле­ния на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.

Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и уме­ния, принципиальность и человечность. Это означает, что компетент­ность в служебных вопросах и порядочность в поведении — слагае­мые истинного руководителя. Следует быть смелым и решительным: ничто так не компрометирует руководителя, как безынициатив­ность и трусость, нежелание брать на себя ответственность, посто­янное ожидание указаний сверху.

Практика служебного общения выработала ряд правил поведения руководителя, следование которым способствует созданию психоло­гически комфортной атмосферы в коллективе, способствует упроче­нию отношений руководителей и подчиненных. Среди правил поведе­ния руководителя первоочередное значение имеют следующие.

1. Будьте фактическим, а не номинальным лидером, в сложных си­туациях всегда берите на себя инициативу и ответственность — тогда вы будете зажигать людей и вести их за собой, а не подталкивать их. «обжигая» их при этом грубым словом, унижая их бестактностью, недо­верием, предвзятостью.

2. При неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите при­
чину их в себе. С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как
правило, руководители, не способные предугадать их и подготовиться
к ним.

3. Постоянно изучайте подчиненных, знайте их деловые, мораль­
ные и иные качества, семейное положение, бытовые условия и т.д. Это
поможет вам при распределении заданий учитывать опыт и способно­
сти каждого подчиненного. Каким бы трудным ни было задание, оно
должно быть посильным и, следовательно, выполнимым. Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он мог
действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя поручать
подчиненному одновременно несколько важных и срочных заданий.
Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них
самые важные и срочные.

4. Неразумно взваливать всю работу только на себя, считая подчиненных неспособными ее выполнить. Никогда не делайте сами того, что могут сделать подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать пример.

5. Выполнение каждого задания всегда контролируйте: отсутствие
контроля может навести сотрудника на мысль о ненужности выполняемой работы. Вместе с тем не подменяйте контроль мелочной опекой. Будьте требовательным, но не придирчивым. Никогда при этом не «козыряйте».

6. Когда предлагаемое сотрудником решение в принципе не противоречит вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы.

7. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии других сотрудников, за хорошую работу.

8. Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-либо вопросе, напротив, поддержите его. Хорошая репутация подчиненного — это похвала руководителю.

9. Не давайте обещаний, если не уверены, что они обязательно будут выполнены.

10.Старайтесь постоянно поддерживать материальную и моральную
заинтересованность подчиненных в результатах труда. Не увлекайтесь
наказаниями; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

11.Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь,
что остальные средства воздействия исчерпаны. Действуйте методом
убеждения, находите индивидуальный подход к каждому сотруднику с
учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.

12. Держите себя с людьми ровно, проявляйте выдержку, не теряйте
самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять
собой, тот не может управлять вообще. Помните правило: «Когда человек в гневе кричит, то он смешон».

13.Будьте простым и доступным в общении, но не допускайте фамильярности. Репутация доброго руководителя заслуживает уважения,
репутация «добренького» — унизительна.

14.Избегайте в споре резкостей и оскорбительных выражений. Ста­райтесь разобраться в аргументах оппонента, поставив себя на его место.

15.Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиления требовательности и сложность ситуации — это не является ее оправданием.

16.Помните, что уважение к руководителю со стороны подчиненного — действеннее властных полномочий. Оно способно подвигнуть последнего на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

17.Без надобности не делайте замечания подчиненному в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжелательные слова доходят сразу.

18.Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных достоинств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своих
подчиненных. Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большого значения.

19.Умейте трезво оценивать результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать.

20.Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и
любое предложение подчиненных. Руководитель, пренебрегающий спра­ведливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет
себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно
управлять. Учите подчиненных (но не поучайте их) и сами учитесь у них.

21.Следите за своей речью. В манере говорить проявляются профессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик
руководителя.

22.Будьте оптимистом, в сложных ситуациях не теряйте бодрости
духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела. Шутите
сами и позволяйте шутить окружающим. Шутка снимает напряжение,
создает обстановку доверия и доброжелательности.

23.Будьте невосприимчивы к лести. Подхалимство и неумеренные
восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им
правильно оценивать обстановку, результаты своей деятельности и окружающих их людей.

24.Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «особо приближенных», чтобы обеспечить поддержку в коллективе. Результат бывает, как
правило, противоположным.

25.Точность и обязательность — непременные качества руководителя. Он никогда не опаздывает и требует того же от подчиненных.

26.Следует быть принципиальным (но не упрямым!) не только со
своими подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими
руководителями, правильно информировать их о положении дел на
своем участке, отстаивать интересы дела.

27.Не допускайте мелочной опеки подчиненных, старайтесь разви­вать их инициативу.

28.Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия
(поощрения, наказания), которые могут вызвать неприятие коллектива.
Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть своевременным, справедливым и понятным.

29.Избегайте иронической оценки действий и поступков подчиненного, особенно в присутствии других членов коллектива, ибо она, как
правило, вызывает обиду.

30.Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные поступ­ки, но не саму личность. Особенно неблагоприятные последствия имеют
действия тех руководителей, которые, не имея устойчивого стиля работы,
шарахаются от состояния беспечности, благодушия к «закручиванию гаек», оскорблению достоинства подчиненных. Критикуя действия других,
начальник должен помнить, что подчиненный защищает не только свою
точку зрения, так сказать, «свой интерес», но также и свой престиж, свою
профессиональную честь, свое право на уважение, причем порой трудно
сказать, какой из этих факторов для него является наиболее важным.

Не следует упускать из виду, что каждый начальник является в то же время и подчиненным по отношению к вышестоящему руководству. Поэтому ему необходимо знать и соблюдать некоторые основные правила поведения подчиненного, среди которых можно выделить следующие:

• уважать начальника, а не угождать ему;

• быть вежливым, а не льстивым;

• вести себя с достоинством, но без высокомерия;

• быть скромным, а не смиренным;

• проявлять разумную инициативу, но не самовольство;

• быть правдивым, но тактичным;

• быть исполнительным, но не подобострастным; иными словами, подчиненный должен выполнять все требования субор­динации, но не терять при этом своего достоинства.

Эффективность любого из названных здесь правил зависит от отношения к ним коллектива: являются ли они нормами поведения отдельных сотрудников, большинства или всех членов коллектива, а также насколько моральные качества руководителя сочетаются с нравственными качествами подчиненных. При высокой сознатель­ности и дисциплинированности всех членов коллектива деятельность руководителя начинает напоминать работу дирижера, который, «от­работав» с каждым музыкантом его партию, далее заботится лишь о слаженности звучания оркестра.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.