Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений



Трудности, которые семья данного типа испытывает постоянно, значительно отличаются от повседневных за­бот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ научной литературы по вопросам семьи (Елизаров, 1966) позволяет выделить ос­новные функции, наиболее часто приписываемые обыч­ной семье. Располагаем их в порядке убывания частоты упоминания в литературе:

— рождение и воспитание детей;

— осуществление связи между поколениями, сохране­ние и передача детям ценностей и традиций семьи;

— удовлетворение потребности в психологическом ком­форте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;

— создание условий для развития личности всех чле­нов семьи;

— удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

— удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;

— удовлетворение индивидуальной потребности в от­цовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

— охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Согласно нашим опросам родителей практически все функции (за небольшим исключением) в семьях, воспи­тывающих детей с отклонениями в развитии, не реализу­ются. Собственные наблюдения за развитием межличност­ных отношений в исследуемых семьях, свидетельствуют о том, что такое положение вещей, видимо, объясняется следующими причинами.

В результате рождения ребенка с отклонениями в раз­витии отношения внутри семьи, а также контакты с социу­мом искажаются. Причины деформации связаны с психо­логическими особенностями состояния больного ребенка, а также с колоссальной психологической нагрузкой, ко­торую несут члены семьи ребенка с отклонениями в раз-

витии в связи с длительно действующим психотравмируюшим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуа­ции оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик.

Согласно нашему мнению, а также результатам иссле­дований отечественных и зарубежных авторов, качествен­ные изменения, имеющие место в семьях данной катего­рии, проявляются на следующих уровнях:

— психологическом;

— социальном;

— соматическом.

Психологический уровень.Рождение ребенка с откло­нениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказыва­ет сильное деформирующее воздействие на психику роди­телей и становится исходным условием резкого травмиру­ющего изменения сформировавшегося в семье жизненно­го уклада. Под жизненным укладом понимается:

— сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотно­шений;

— система отношений членов семьи с окружающим социумом;

— особенности миропонимания и ценностных ориен­таций каждого из родителей больного ребенка.

Все надежды и ожидания, которые члены семьи связы­вают с будущим ребенка, оказываются тщетными и обру­шиваются в один миг, а осмысление происшедшего и об­ретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых: психо­логические особенности личностей самих родителей (их способность принять или не принять больного ребенка), наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности, от­сутствие положительно-поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномаль­ного ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, от­цом и матерью в большинстве семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспе­чивает, в первую очередь, экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исклю­чается из привычных социальных отношений. Его жизнен­ный стереотип, согласно нашим эмпирическим наблюде­ниям, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени, в силу занято­сти на работе и в соответствии с традиционным понимани­ем этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка. Но, безусловно, есть и исключения из правил.

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, ро­дившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» это больное существо, заставляет ее невыносимо страдать.

У матерей часто наблюдаются истерики. Страхи, одоле­вающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца» жизни. Матери находятся с детьми-инвалидами постоян­но. Они жалуются на обилие повседневных забот, связан­ных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомле­ние и астенизацию. Часто таким матерям свойственно сни­жение психического тонуса, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессионального развития, в не­возможности реализации собственных творческих планов, в снижении самооценки, интереса к себе как к женщине и к личности. Вследствие того, что рождение больного ребенка, а за­тем его воспитание, обучение и, в целом, общение с ним является длительным патогенно действующим психологи­ческим фактором, личность матери может претерпевать существенные изменения (Вишневский, 1987).

Социальный уровень.После рождения ребенка с про­блемами в развитии его семья, в силу возникающих много­численных трудностей, становится малообщительной и из­бирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за лич­ностных установок самих родителей (страха, стыда).

Столь тяжелое испытание оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных результатов таких отношений является развод. Не всегда внешней при­чиной развода называется больной ребенок. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных от­ношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, час­тые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Тем не менее, объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последую­щий период. Сложившаяся новая ситуация становится ис­пытанием как для проверки подлинности чувств между родителями больного ребенка, так и между каждым из родителей и ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не вы­держивают такого испытания и распадаются, что оказы­вает отрицательное воздействие на процесс формирова­ния личности ребенка с отклонениями в развитии.

В силу этой причины (одиночества матерей, воспиты­вающих детей с отклонениями в развитии), а также и дру­гих, среди которых могут быть и генетические (правомер­ный страх родителей перед рождением еще одного ано­мального ребенка), некоторые семьи отказываются от рождения других детей. В таких семьях ребенок-инвалид яв­ляется единственным. Есть семьи, где воспитываются еще один или два здо­ровых ребенка. В большинстве из них ребенок с нарушени­ями развития является последним из родившихся. Тем не менее, в таком случае больше благоприятных возможнос­тей для нормализации психологического состояния роди­телей по сравнению с объективными возможностями ро­дителей, воспитывающих единственного ребенка-инвали­да. Семьи, в которых здоровые дети родились после больных или являются одним ребенком из двойни составляют не­многочисленную группу.

Различны образовательные уровни родителей. Согласно нашему исследованию (Ткачева, 1999), среднее или сред­нее специальное и высшее образование имеют приблизи­тельно равные группы родителей.

Однако после рождения больного ребенка многие жен­щины вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставлять ее. Уход с любимой работы не только лишает женщину ощутимого заработка, но и изменяет ее социальный статус, ставит в зависимое положение. Таким образом, в лице матери больного ребенка общество теряет квалифицированного специалиста.

Заслуживает внимания также тенденция, появившаяся в последнее время: в связи с тем, что проблема воспита­ния и обучения ребенка с множественными и выражен­ными недостатками развития не обеспечивается системой государственного образования, некоторые матери находят в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей.

Длительное изучение проблем, возникающих в семьях воспитанников специальных учреждений, и наблюдение за их разрешением позволяет нам выявлять еще одну осо­бенность, характеризующую социальную позицию значи­тельной части родителей в отношении воспитания, разви­тия и преодоления проблем больного ребенка. Эту пози­цию можно назвать иждивенческой или безынициативной. Родители считают, что преодолением проблем их ребенка должны заниматься сотрудники учреждений, в которых их дети воспитываются, обучаются или продолжительно ле­чатся и живут. Глава 2. Нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Соматический уровень.Возникновение соматических заболеваний, продуцируемых наличием шокового или про­лонгированного стресса широко дискутируется в научных кругах (Бассин, 1972; Вишневский, 1984, 1987; Кабанов, 1978, 1982; Ковалев, 1982; Лебедев, 1979; Майрамян, 1974, 1975, 1976; Матвеев, 1982; Медико-психологическая оцен­ка, 1988; Мясищев, 1960; Николаева, 1987 и др.).

Стресс, возникший в результате неизлечимого заболе­вания — комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать соматические заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким обра­зом, заболевание ребенка, его психическое состояние мо­жет являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей, в первую очередь, матерей.

Согласно литературным данным и нашим эмпиричес­ким наблюдениям, соматические заболевания у родите­лей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального дав­ления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребе­нок, то есть чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей прояв­ляются нарушения здоровья. Возникают расстройства мен­струального цикла (ранний климакс); частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболева­ния; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом. Наши наблю­дения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние депрессии и тоски.

Безусловно, физическая нагрузка у родителей таких детей чрезвычайно велика, особенно это касается родите­лей, имеющих детей с ДЦП (постоянная физическая по­мощь ребенку при его перемещении по дому, еженедель­ная перевозка ребенка различными видами общественного транспорта из дома в школу и назад без использования надлежащих вспомогательных средств из-за их отсутствия). Трудности, с которыми сталкиваются родители умствен­но отсталых детей имеют свою специфику, так как ежед­невное сопровождение ребенка в школу (если это не шко­ла-интернат) и домой в большом мегаполисе занимает много времени и в некоторых случаях соответствует во временном отношении целому рабочему дню.

Тем не менее, при наличии огромной физической на­грузки, которая несомненно истощает силы и влияет на соматическое состояние родителей, психологический фак­тор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют первостепенную роль. Как известно, «патогенно то пере­живание, которое занимает значимое место в системе от­ношений личности к действительности» (Фелинская, 1982. С. 16). Для родителей больных детей в первую очередь па­тогенными являются психологические особенности раз­вития их детей: признаки интеллектуального недоразви­тия, внешнее калечество, двигательные и речевые нару­шения. «Шоковые травмы, равно как и пролонгированные травмы, обычно задевают аффектологические регистры психического аппарата и вызывают расстройства в виде эмоциогений» (Зурабашвили, 1982. С. 14). Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий — все эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией личности на травмирующее пережива­ние, но и защитной реакцией всего их организма.

Среди осложнений или отдаленных последствий перене­сенного стресса некоторые авторы усматривают возможность изменения нервно-психической реактивности организма родителей «вследствие повышения психогенной "ранимос­ти" даже после однократно перенесенного психогенного заболевания и возможность возникновения "резидуальных невротических состояний"» (Ковалев, 1982. С. 12).

Особо значимым в данном контексте является воздей­ствие на отдельных матерей повторных психотравм, уже не связанных непосредственно с состоянием здоровья и аномалией развития их ребенка. К таким травмам могут относится как относительно легкие — конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольне­ние с работы, ссора с родственниками, страх перед ис­ключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые — уход мужа в дру­гую семью, развод, смерть близкого человека.

Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубо­кая. Женщины как бы принимают от жизни удар за уда­ром, и каждый новый, травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже. Повторное внешнее воз­действие даже другого характера — «второй удар» А.Д. Спе­ранскому (1955) — способствует выявлению тех наруше­ний, которые имели место при прошлых болезненных со­стояниях, а также следов давних психических травм, не приведших в момент своего действия к развитию болез­ненных реакций. Оказывается, что отзвучавшие системы переживаний при определенных условиях могут иметь вли­яние на переживания данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности отключен­ной системы переживаний и ее эмоциональная значимость.

По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться и то не все­гда, однако это вовсе не означает, что переживание завер­шается и отключается от настоящего, как это имеет место в некоторых случаях у больных неврозами.

Соприкосновение с сигнальным раздражителем, которым может быть любой из приведенных выше факторов, вызыва­ет повторение болезненного эмоционального переживания. Сигнальный раздражитель частично возобновляет ранее пе­режитую травму, актуализируя лишь эмоциональный фон, в то время как интеллектуальный смысловой компонент пере­житого не воспроизводится в сознании. Длительная психо­травма ведет к нарушению эмоциональной регуляции и сме­щению уровней аффективного реагирования.

В результате перенесенных психотравм у этой катего­рии матерей могут развиться различные соматические за­болевания. Ведущей подсистемой, объединяющей биоло­гический уровень адаптации (гипоталамический, нейродинамический уровень и психологические процессы «защиты») является эмоция. При развитии психогенного процесса дезадаптационные механизмы проявляются в различной последовательности и в зависимости от того, в каком звене эмоциональной системы имело место пере­напряжение. На уровне психологической защиты (эмоци­онально-социальный стресс) это приводит к развитию невротических состояний. «Однако при развитии психосо­матических процессов выступает обратное соотношение — эмоционально-социальный стресс нейтрализуется процес­сами психологической защиты, невротизация не развива­ется, а перенапряжение суммируется и проявляется в де­задаптации физиологического уровня реагирования — гипоталамической дезинтеграции, приводящей к сомати­ческой дезадаптации» (Михайлова, 1982. С. 33). Это обус­ловливает формирование «порочного круга», что в даль­нейшем может привести к «вторичной» невротизации — реакции личности на болезнь (там же).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.