Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел II. Оценка детско-родительских отношений



Данные для разделов II и IIIмогут быть получены толь­ко экспериментальным путем. В соответствии с избран­ным субъектом (взрослые или дети) используются мето­дики из разделов 3.3.1. и 3.3.2. или 3.3.3. и 3.3.4. В зависи­мости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число использованных методик может меняться. Ниже приводятся примерные характери­стики, получаемые по результатам исследования с помо­щью отдельных методик.

Методика Р. Жиля:

— определение характера детско-родительских отно­шений (низкий уровень сформированности отноше­ний или личностных черт — 0%—30%; средний уро­вень сформированности отношений или личностных черт - 30%—60%;

— высокий уровень сформированности отношений или личностных черт — 60%—100%);

Методика С. Розенцвейга (детский вариант)

— определение уровня социальной адаптации ребен­ка, направления и типы его реакции на преодоле­ние препятствия (экстрапунитивные, интропунитив-ные, импунитивные, препятственно-доминантные, самозащитные, необходимо-упорствующие);

Рисуночные тесты:

— определение характера внутрисемейной атмосферы, отношений ребенка с окружающими и его связей с ними (оптимальные, недостаточные, фрустрирую-щие, симбиотические).

«Два дома»:

— определение приоритетов ребенка в отношениях со значимым окружением («В красном домике со мной будут жить...»; «В другом домике останутся...»).

Методика «Лесенка для ребенка»:

— определение предпочтений ребенка в его социальных контактах.

Методика«САТ»:

— определение ситуаций, травмирующих ребенка. Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методика «СТО»

— изучение отношений ребенка с членами семьи (оце­ниваются исходящие и приходящие к ребенку поло­жительные и отрицательные реакции)

Раздел III. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье

Семейная социограмма:

— определяется структура семьи.

Социограмма «Моя семья»:

— определяется динамика развития семьи, изменения в ее структуре, связанные с рождением ребенка с отклонениями в развитии.

СМОЛ (СМИЛ-ММР1):

— определяется личностный профиль (например: 43— 12876/9, выявляется тенденция к импульсивности);

— определяется личностный профиль (например: 27— 1346/89, выявляется тенденция к депрессии) и т.д.

16 ФЛО-105 Р. Кеттелла:

— определяется личностный профиль (пример психо­граммы);

— выявляется тенденция к замкнутости (А), подчинен­ности (Е), робости (Н) и др.

13 СХП Э.Г. Эйдемиллера:

— составление основного характерологического порт­рета, например: характеризует себя как гипертим-ное лицо (карта Б) или др.

УНП:

— выявляется тенденция к невропатизации (оценка) или психопатизации (оценка).

ЦТО М. Люшера:

— цифровая формула выбора;

— интерпретация цветовой пары в первой и последней позициях;

— определение уровня тревожности.

PAR (1 блок).

— оценка интегрированности семьи (низкая, средняя высокая);

— характер межсупружеских отношений.

PAR (2 блок):

— тип родительско-детских отношений (оптимальные, гипоопека, гиперопека).

АСВ Э.Г. Эйдемиллера:

— модель семейного воспитания оптимальная или нео­птимальная (потворствующая гипопротекция, доми­нирующая гиперпротекция, эмоциональное отвер­жение, жестокое обращение, гипопротекция, повы­шенная моральная ответственность).

Методика (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина:

— характер родительского отношения (принятие—от­вержение, кооперация, симбиоз, авторитарная ги­персоциализация, «маленький неудачник»).

«История жизни с проблемным ребенком» (В.В. Ткачева):

— определение причины субъективных переживаний родителей, их особенностей и оттенков.

Адаптированный тематический апперцептивный тест:

— определение ценностных ориентации родителя в от­ношении ребенка-инвалида (принятие—непринятие дефекта, оценка будущего ребенка, стремление ока­зать ему помощь, проявление жалости, сочувствия).

Психолог-практик, работающий с семьями воспитан­ников учреждения, может включить в схему (Разделы II и III) только те методики, которые он считает наиболее ва­лидными. Однако в целом, желательно сохранить предла­гаемую схему обследования, так как она облегчает итого­вый сравнительный анализ полученных эксперименталь­ных данных.

 

3.6. Психологическое заключение по результатам диагностики

Психологическое заключение по результатам диагнос­тики традиционно пишется в свободной форме. Однако в нем должны быть отражены следующие аспекты: характер Юанмоотношений между членами семьи, особенности иутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, избранные родителями и главное — определены причи­ны, дестабилизирующие адекватное психофизическим воз­можностям ребенка развитие.

В первой части заключения кратко отражаются общие сведения о семье конкретного ребенка, излагаются жало­бы, опасения и потребности родителей.

Вторая часть отражает собственно результаты психологи­ческого изучения семьи, которые включают основные ха­рактеристики, определяющие внутрисемейную атмосферу:

— основная причина конфликтной ситуации в семье (больной ребенок, развод, отчужденность от ребен­ка, неприятие его дефекта или другое);

— характер внутрисемейных взаимоотношений (гармо­ничные, конфликтные, псевдосолидарные, отчуж­денные, адекватные); ролевая структура семьи, оп­ределение лидера;

— индивидуально-личностные характеристики ребен­ка (тревожность, истеричность, агрессивность, лю­бознательность, отгороженность, лидерство, другое); предпочтения, интересы, круг общения;

— особенности отношения ребенка к каждому из ро­дителей и другим членам семьи (любящие, теплые, уважительные, холодные, отчужденные);

— психологический тип каждого из родителей больно­го ребенка (невротичный, авторитарный или психо-соматичный см. 2.4.), степень выраженности лично­стных нарушений (норма — акцентуация);

— ценностные ориентации родителя в отношении ребен­ка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, представления о его будущем;

— особенности взаимных контактов с ребенком и мо­дели воспитания, используемые каждым из родите­лей (оптимальные, гиперопека, симбиоз, гипоопе-ка, эмоциональное отвержение, жестокое обраще­ние, повышенная моральная ответственность и др.);

— влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Каждый из испытуемых — ребенок, отец, мать (или лица, замещающие родителей), характеризуется отдельно

В третьей части заключения по результатам психологи­ческого изучения устанавливается «семейный диагноз». Внут­рисемейная атмосфера конкретной семьи может квалифи­цироваться как гармоничная или негармоничная. При выявле­нии более 50% отрицательных характеристик, семья может быть отнесена к категории семей социального риска. Опреде­ляется также вероятностный «прогноз» развития семьи: бла­гоприятный или неблагоприятный (Примеры психологичес­ких заключений представлены в Приложении 1).

Психологическое заключение включает и рекоменда­ции специалиста по преодолению имеющихся в семье про­блем, отдельно для ребенка и отдельно для его родителей. Кроме этого даются рекомендации к проведению психо-коррекционной работы с семьей. В них указываются конк­ретные психокоррекционные мероприятия для каждого из близких ребенка и для него самого. Чаще всего предлагает­ся посещение психокоррекционных занятий и определя­ется их форма (индивидуальные или групповые).

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные направления психологического изу­чения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

2. Какие методы используются в психологической диагнос­тике ребенка с отклонениями в развитии и его близких? Дайте характеристику каждому из них.

3. На каких критериях основано использование формализо­ванных методик?

4. Какой психодиагностический инструментарий использу­ется при исследовании личностной сферы детей, взрос­лых?

5. Назовите методики, направленные на изучение познава­тельной и личностной сфер детей.

6. Дайте определение термину «проективная методика».

7. Какие методики используются для изучения детско-родительских отношений?

8. Какие методики используются для определения психоло­гического типа родителей?

9. Какой психодиагностический инструментарий можно ис­пользовать для установления характера родительско-детских отношений и моделей воспитания?

10. Перечислите этапы психологического консультирования семьи.

11. Раскройте содержание каждого из этапов психологичес­кого консультирования семьи.

12. В чем заключается тактика психолога при проведении пси­хологического консультирования семьи?

13. В чем проявляются особенности консультирования отцов и матерей?

14. Раскройте содержание схемы психологического обследо­вания семьи, назовите ее основные разделы.

15. Определите основные параметры психологического зак­лючения. Приведите примеры.

Литература, рекомендуемая при изучении Главы 3

Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. М.,

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Е.В. Методика многопро­фильного исследования личности (в клинической медицине и психологии).М., 1976.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. Киев, 1989.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологичес­кий диагностике. СПб., 2000.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2002.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М.,

:■•:."

Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. Методическое пособие // Психодиагностика детей и подростков / Под тел ЛИ. Вассермана. М., 1994.

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. [СПб.. 2001.

Ласко Н.Б. Психологические методы в диагностике уровня невротиии психопатизации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1978.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации 'Составитель А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992.

Чарцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. По-росие по практической психологии. М., 1997.

Методика определения уровня невротизации и психопатизации / Под ред. А.Е. Личко. Л., 1980.

Романова Е.С, Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи­ческой диагностике. М.. 1992.

Патопсихология: Теория и практика / Под ред. И.Ю. Левченко. М.. 2000.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. С.Д. Забрамнон. И.Ю. Левченко. М., 2003).

Психологические методы исследования личности в клинике / Пол ред. ММ. Кабанова. М., 1978.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагнос­тике. Дошкольный и младший школьный возраст. М., 2000.

Семаго И.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностичес­кой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

Ткачева В.В. Психологические особенности матерей, имеющих де­тей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекционная педа­гогика. 2004. № 1 (3).

Ткачева В.В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспи­тание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1.

Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушени­ями развития. 2004. № 2.

Хоментаускас Г. Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая диагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассермана. М.; СПб., 1996.

Приложение № 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.