Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели, задачи, принципы и направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии



Цели и задачи

Основная цель проведения психологической диагнос­тики семьи — выявление причин, препятствующих адек­ватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внут­рисемейную жизнедеятельность.

Перед специалистом, проводящим психологическую диагностику семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, ставятся следующие задачи:

— определение степени соответствия условий, в кото­рых растет и воспитывается ребенок дома, требова­ниям его возрастного развития;

— выявление внутрисемейных факторов как способству­ющих, так и препятствующих гармоничному разви­тию в семье ребенка с психофизическими наруше­ниями;

— выявление причин, дестабилизирующих внутрисе­мейную атмосферу и межличностные отношения;

— выявление неадекватных моделей воспитания и дес­труктивных форм общения в семье;

— определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

— определение направлений социализации детей с от­клонениями в развитии и их семей.

Психологическое изучение семьи ребенка с отклоне­ниями в развитии включает диагностику личностных осо­бенностей как самого ребенка, так и членов его семьи (ро­дителей, близких родственников). Полисубъектность диаг­ностической процедуры обусловлена необходимостью выявления индивидуальных психологических характерис­тик лиц, находящихся под воздействием длительно дей­ствующего психотравмирующего стресса, поскольку имен­но эти характеристики определяют специфику внутрисе­мейного климата, характера взаимодействия родителей с аномальным ребенком, особенностей родительского вос­приятия его проблем (Спиваковская, 1981). Семьи, в кото­рых воспитываются дети с отклонениями в развитии, жи­вут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до пре­дела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно решать его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Правильное восприятие проблем, связанных с воспи­танием в семье ребенка с отклонениями в развитии, дос­тигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказы­вает психогенное, фрустрирующее воздействие на психи­ку родителей больных детей и опосредствованно негатив­но влияет на их отношение к ребенку (Майрамян, 1975; Вишневский, 1984). Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возник­шей проблеме. Таким образом, оказывается, что при сход­ных вариантах «фрустрационной нагрузки» реактивные способности и адаптационные возможности у разных ро­дителей проявляются различно (Ткачева, 1998, 1999).

Именно процедура психологического изучения лично­стных особенностей родителей и значимых для детей близ­ких позволяет установить в области межличностных внут­рисемейных контактов, в отношении к проблемному ре­бенку, в реагировании его близких на стресс те «слабые» зоны, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Изучение особенностей внутрисемейной атмосферы дает возможность выявить и предупредить ухудшение микросо­циальной ситуации, в которой растет ребенок с психофи­зическими недостатками, а также определить «прогноз» его развития в каждой конкретной семье.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во мно­гом предопределяют степень его социализации и адапта­ции в жизни, то есть его будущее. Согласно литературным данным (Скворцов и др., 1995), характерологические осо­бенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необхо­димыми для поддержания ребенка, его воспитания и со­циального сопровождения в течение всей его жизни. Изу­чение характерологических свойств матерей и отцов по­зволяет также установить насколько они способны тесно взаимодействовать со специалистами различного уровня или склонны к ограничению контактов с ребенком, а воз­можно, и с окружающим социумом.

Огромное значение в плане будущей успешной жизне­деятельности семьи имеет также изучение личностных ка­честв самих детей. Известно, что нет ни одной категории детей, у которых первичный дефект не являлся бы причи­ной возникновения нарушений в эмоционально-волевой и личностной сферах. Более того, существует и отдельная категория детей (аутичные дети), которые в качестве пер­вичного дефекта имеют именно эти нарушения. Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окру­жением, в первую очередь, близкими и значимыми людь­ми во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирова­ние адекватных личностных качеств в целом позволят об­легчить бремя семьи и в свою очередь гармонизировать ее внутрисемейную атмосферу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.