Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспериментальные методики



Комплексное исследование особенностей познавательнойдеятельности детей и личностных характеристик взрослых, особенностей взаимоотношений в родительско-детских парах требует применения стандартизированных формализованных методик. Значительная часть методик изучения познавательной деятельности и личности возникла за рубежом, хотя к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране и широко используется практическими работниками. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих параметров психики.

Применение формализованных методик обычно предполагает использование следующих критериев:

— жесткой регламентации процедуры, то есть точного соблюдения инструкции, строго определенных спо­собов предъявления стимульного материала, невме­шательства психолога в деятельность испытуемого;

— стандартизации единых требований к процедуре эк­сперимента и единых критериев оценки результатов;

— надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном при­менении теста на одних и тех же испытуемых;

— валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), то есть соответствия методики измеряемому свойству.

Исследование познавательной деятельности осуществ­ляется с помощью известных методик, выявляющих пара­метры высших психических процессов испытуемых (вос­приятия, внимания, мышления, речи, памяти).

Изучение личности осуществляется путем использова­ния специальных методик личностной диагностики. К ним относят:

— опросники;

— проективные методики.

В этих же целях могут использоваться некоторые кли-нико-психолого-диагностические методики.

Опросники— обширная группа психодигностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов испытуе­мого. Опросники относятся к числу наиболее распростра­ненных диагностических инструментов и могут быть под­разделены на

— личностные опросники;

— опросники состояния и настроения;

— опросники-анкеты (цит. по: Бурлачук, Морозов, 2000, с. 223).

Личностные опросникиохватывают спектр проблем, ха­рактеризующих кардинальные черты личности, определя­емые— стабильными психическими свойствами индивида. Выявление психических свойств позволяет определить на­правленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Категория личностных опросников вкключает следующие виды:

— опросники черт личности;

— типологические опросники;

— опросники мотивов;

— опросники интересов;

— опросники ценностей;

— опросники установок {Бурлачук, Морозов, 2003, с. 225).

Нестабильные психические свойства формируют психические состояния — тревогу, уверенность, агрессивность и др. Они изучаются с помощью опросников состояний и настроений.

Опросники-анкеты — психологический инструмент, предназначенный для сбора какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям испытуемого. Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике для опреде­ления наличия той или иной клинической симптоматики.

Проективные методики — это методики, позволяющие, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситу­ации и отношения, исследовать свойства личности, выс­тупающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Полученные задания порождают активность испытуемо­го, результат которой позволяет сделать вывод о его скры­тых переживаниях и психических свойствах. Проективные методики (лат. рщесйо — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, объек­там) свойств, присущих самому индивиду.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.