Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация профилактической деятельности Центра



 

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связано с тем, что насилие в отношении детей и пренебрежение их основными потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией. Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

Особенностями профилактической программы, реализуемой в Центре, являются:

1. Воздействие на причины девиантного поведения детей и подростков. До настоящего времени усилия государства были направлены на устройство детей, оставшихся без родительского попечения, исправление несовершеннолетних правонарушителей, то есть на устранение последствий социального сиротства. Предлагается воздействовать на его причины - жестокое обращение с детьми в семье и низкий уровень развития родительских навыков у значительной части родителей.

2. Мультидисциплинарный подход. Дезадаптированные дети и дисфункциональные семьи испытывают комплекс проблем, для решения которых необходимо привлечение специалистов разного профиля. Разработанная в Центре программа направлена на специалистов разного профиля, вовлеченных в работу с детьми и (педагогов, психологов, социальных работников и врачей) с тем, чтобы сформировать из них единую команду, способную эффективно решать проблемы ребенка и его семьи. Для каждого случая командой разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа. Таким образом реализуется системный подход и программно целевое планирование работы со случаем.

3. Воздействие на семью. Особенностями детства как периода развития является личности являются зависимость от родителей и других взрослых, социальная и психологическая незрелость. Ребенок не может эффективно развиваться вне семьи. Конвенция ООН о правах ребенка одним из важнейших прав признает право ребенка жить и воспитываться в семье. Реабилитация и в необходимых случаях ресоциализация ребенка не может быть осуществлена без привлечения к работе семьи. Поэтому объектом профилактического и коррекционного воздействия является, прежде всего, семья, а ребенок рассматривается как ее важнейший элемент.

4. Межведомственное взаимодействие. Жизнь ребенка происходит в нескольких сферах: (семья, досуг, образование, здравоохранение, социальная защита). Эти сферы решают самостоятельные задачи по социализации ребенка, имеют свои учреждения и органы управления. Используемая в Центре профилактическая программа основана на вовлечении в процесс предупреждения жестокого обращения с детьми всех вышеуказанных органов и учреждений на основе принципов функциональной дифференциации и взаимодополняемости элементов.

5. Адресный характер профилактического воздействия.Предлагаемый подход основан на учете возраста ребенка и характера ситуации, в которой он оказался. Образовательные учреждения посещают дети от 3 до 18 лет. Столь широкие возрастные границы требуют дифференциации профилактического воздействия в зависимости от возраста детей. Кроме того, характер трудных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться дети разного возраста существенно отличаются, что также учтено в реализуемой профилактической программе, ориентированной на три возрастные группы – дошкольников, младших школьников и подростков.

6. Ориентация на всех участников образовательного процесса. В образовательном процессе участвуют существенно отличающиеся друг от друга группы: дети, их родители и работники образовательных учреждений. Следовательно, в рамках образовательного процесса профилактическое воздействие может осуществляться на все указанные группы, что существенно повышает его эффективность. Реализуемая в Центре программа профилактики включает воздействие на всех участников образовательного процесса.

7. Ранняя вмешательство. Первым образовательным учреждением, в которое приходит ребенок, и в котором формируются базовые черты его личности, навыки общения является дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Недостаточность развития родительских навыков, педагогическая несостоятельность родителей, первые признаки жестокого обращения с детьми и пренебрежение их основными потребностями впервые могут быть выявлены работниками именно этих учреждений. Также необходимо учитывать, что результативность коррекционной и реабилитационной работы наиболее высока с детьми дошкольного возраста. Отсутствие запущенных семейных проблем позволяет быстро и без значительных затрат нормализовать детско-родительские отношения, повысить ответственность родителей за ребенка. Тем самым осуществляется ранняя профилактика жестокого обращения с детьми и связанных с ним детской безнадзорности, беспризорности и девиаций поведения.

8. Профилактика девиантного поведения. Многочисленные исследования психиатров, психологов и криминологов убедительно свидетельствуют о том, что перенесенное в детстве насилие резко повышает риск противоправного поведения в будущем. Обследование наблюдавшихся в Центре детей и подростков с агрессивным поведением показало, что все они на более раннем этапе своей жизни подвергались в той или иной форме жесткому обращению в семье или не получали необходимых внимания и заботы от родителей. Жесткое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилия, став взрослыми подвергают жестокому обращению собственных детей. Разорвать этот порочный круг насилия можно только с помощью своевременного оказания психотерапевтической и социальной помощи пострадавшему ребенку. С учетом этого проводимые в Центре психотерапия и социальная реабилитация детей-жертв насилия и их семей служит предупреждению агрессивное и насильственное поведение таких детей в будущем и могут рассматриваться как реальная виктимологическая профилактика насильственной преступности.

9. Системный подход. Ребенок не может быть объектом для изолированного коррекционного вмешательства. Важным принципом профилактической деятельности, включая оказание психологической и социальной помощи детям, является направленность этой работы не только на семью ребенка, но и на его ближайшее социальное окружение. При разработке индивидуальной профилактической программы сотрудниками Центра учитывается совокупность факторов: биологические (возраст, состояние здоровья); психологические (особенности личности ребенка, членов его семьи и характер взаимоотношений между ними); социальные; культурные и этнические особенности.

Профилактическая программа включает:

* Технологию очного обучения специалистов, работающих с детьми (педагогов, социальных педагогов, психологов) по различным аспектам предупреждения насилия в отношении детей. В Центре используется модульный подход к организации образовательной деятельности. Такой подход основан на выделении ключевых задач образовательного процесса и базовых подходов к их решению, ориентированных на различные целевые группы. Таким образом, для каждого контингента обучающихся можно выбрать оптимальное сочетание содержания образовательного процесса и методики его проведения.

* Технология дистантного обучения специалистов, включающая сочетание традиционного учебного пособия и видеофильма. Предлагаемое сочетание учебных материалов позволяет воздействовать как на когнитивную (учебное пособие), так и на эмоциональную (видеофильм) сферу обучающихся, что существенно повышает эффективность образовательного процесса.

* Серия методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений).

* Средства наглядной агитации, направленные на формирование у родителей и работников образовательных учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей - активной жизненной позиции по защите своих прав.

* Выступления в средствах массовой информации, прежде всего, электронных позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимость своевременного обращения за психологической помощью, в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

Блок очного обучения родителей, обучающихся и работников образовательных учреждений реализуется в образовательных учреждениях ЦАО г. Москвы. Указанные мероприятия носят как образовательный, так и воспитательный характер, формируя мировоззрение участников образовательного процесса. Их можно рассматривать как первичный уровень обучения. Формированию в общественном мнении неприятия жестокого обращения с детьми, осознанию его негативных психологических и социальных последствий способствуют выступления специалистов Центра в СМИ.

Для специалистов, работающих с детьми (социальные педагоги, педагоги и воспитатели ДОУ и ГОУ), проводятся обучающие семинары по авторской методике. Цели этих семинаров: (1) формирование отношения к жестокому обращению с детьми как недопустимому явлению, (2) обучение методам выявления среди контингента обучающихся детей, подвергающихся жестокому обращению, (3) обучение методам ненасильственной коррекции нежелательного поведения детей и подростков.

Указанные семинары являлись вторичным уровнем обучения, после завершения которого специалисты образовательных учреждений сами становятся активными участниками профилактического процесса.

Третичный уровень обучения ориентирован на круг узких специалистов и предусматривает обучение их методам и приемам работы с детьми-жертвами насилия. С этой целью было проводятся семинары с привлечением экспертов по проблеме жестокого обращения с детьми. Участие в обучении этого уровня позволяет специалистам использовать в своей практической деятельности новейшие мировые достижения в области психологии и социальной работы, т.е. выйти на международные стандарты качества. Одним из средств реализации третичного уровня профилактики следует считать публикацию монографий и статей в специальной научной литературе, выступление на научных конференциях

Важнейшей особенностью реализуемой в Центре модели профилактики жестокого обращения с детьми через образовательную деятельность является тесное взаимодействие с органами местного самоуправления. Без их содействия нельзя эффективно заниматься защитой детей от жестокого обращения. Работа Центра с муниципалитетами и районными Управами осуществляется на основании договоров, предусматривающих обязательства сторон по раннему выявлению


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.