Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игровая терапия детей, пострадавших от жестокого обращения или насилия



Игровой терапией называют метод коррек­ции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром, - игра. Основная цель игровой терапии заключается в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также дать возможность проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или модели­руемых в игровом процессе. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, свя­занных с негативным эмоциональным опытом. Развитие во­левых механизмов способствуют по­зитивным изменениям на поведенческом уровне.

Основным задачам игровой терапии являются:

· отреагирование отрицательных эмоций и агрессии;

· устранение поведенческих нарушений

· укрепление собственного «Я» ребенка;

· повышение самооценки;

· развитие способности эмоциональной саморегуляции.

Для успеха игротерапии с детьми-жертвами насилия, большое значение имеет оснащение игровой комнаты, которое должно включать следующие игрушки: кукольная семья, кукольный дом и ме­бель, машины, касса, телефон, деревья, железная дорога, жи­вотные, солдатики, оружие, хищники, различ­ные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может ко­лотить и пр.

К новым технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков. Песочная терапия - один из методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невер­бальной (процесс построения композиции) и вербальной (рас­сказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе с детьми и взрос­лыми и является одним из наиболее эффективных инструмен­тов терапевтической и реабилитационной работы с жертвами насилия.

В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлага­ется создавать композиции в специально оборудованном мес­те. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т.д.), фотографирует композицию, подробно записывает рассказ клиента.

Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполага­ет гораздо более активную позицию специалиста. Компози­ция, построенная клиентом, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и тера­певтической работы с ними. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, яв­ляющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Применение песочной терапии предполагает последовательную смену стадий игры с песком. В процессе игры драматизация освобождает заблокирован­ные переживания и активизирует возможности самоисцеления, зало­женные в психике любого ребенка. Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать внутренний хаос, господствующий в душе человека, являющегося жертвой насилия, посредством:

· проработки психотравмирующих ситуаций на символи­ческом уровне;

· отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;

· изменения отношения к себе, к своему прошлому, на­стоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

· укрепления доверия к миру, разви­тия новых, более продуктивных отношений с окружающими.

 

5.5. Неспецифические методы коррекционной работы с детьми-жертвами насилия.

Помимо специально организованной психотерапевтиче­ской работы с детьми, пострадавшими жестокого обращения или насилия надо проводить все­возможные подвижные игры и игровые занятия, которые так­же выполняют реабилитационную функцию. Например, полезны игры, помогающие ребенку снять эмоциональные за­жимы, развить самоконтроль.

Полезно вовлекать детей в игры, способствующие разви­тию эмоциональной раскованности (к примеру, бросая мяч то­варищу, необходимо произвести шумовой эффект или какое-то определенное движение). Игры с мячом, лазанье по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой) позволяют ребенку постепенно преодолевать нерешительность, опасение, тревоги, закомплексованность.

Опыт перенесенного насилия всегда очень болезнен для детей. Поэтому нельзя форсировать психотерапевтическую работу, надо двигаться, учи­тывая индивидуальный темп самораскрытия и развития каж­дого ребенка. В работе с такими детьми можно использовать различные методы. Например, методика «Создание книги жизни» используется и для диагности­ки, и для методики, и для терапии. Эта методика помогает воссоздать чувства ребенка, связанные с приятными и тяже­лыми эпизодами из его прошлой жизни, проанализировать, почему возникли те или иные переживания, примирить, его с самим собой и окружающим миром.

Любой ребенок, столкнувшийся с психической травмой, использует для ее преодоления те или иные копинг-стратегии. Дети и подростки, пережившие насилие, чаще всего используют такую копинг-стратегию как «избегание». Это объясняется тем, что не имеют достаточно ре­сурсов, способствующих адаптивной социализации. В 11-12 лет - в начальный период социализации - подростки становят­ся особенно сенситивными к изменениям социальной среды и с готовностью воспринимают предлагаемую для них в ходе тренинга социальной адаптации поддержку, помогающую им развивать находящиеся в дефиците ресурсы. Вследствие раз­вития ресурсов происходят изменения в соотношении страте­гий. Рост восприятия социальной поддержки, самоэффективности, снижение чувствительности к отвержению приводят к росту удельной доли стратегии поиска социальной поддержки и снижению доли поведения типа «избегания». Однако это пе­рераспределение между стратегиями не приводит к качествен­ному изменению соотношений копинг-стратегий в общей структуре копинг-поведения.

Эта общая возрастная особенность подростков предо­пределяет ситуацию риска по причине возрастной несформированности индивидуальной поведенческой модели. Ее фор­мирование может проходить по двум направлениям:

· по направлению, ведущему к формированию зависимо­сти, когда, наряду с приоритетно развивающейся в этом воз­расте стратегией поиска социальной поддержки, будет актив­но формироваться стратегия избегания. В этом случае через некоторое время появится подросток избыточно конформный, полностью ориентированный в своих выборах на мнение референтной группы сверстников, не умеющий разрешать свои ситуационные и эмоциональные проблемы и, соответственно, ищущий возможность симптоматического снятия эмоцио­нального напряжения;

· по направлению адаптивному, когда поведенческий стиль будет формироваться за счет сочетания активно разви­вающихся стратегий поиска социальной поддержки и разреше­ния проблем. В этом случае подросток будет активный, способ­ный самостоятельно разрешать собственные проблемы, умею­щий самостоятельно получать социальную поддержку и актив­но оказывать ее.

Таким образом, одним из направлений коррекционной работы с детьми и подростками, пострадавшими от жестокого обращения или насилия, является формирование у них конструктивных копинг-стратегий. Развитие таких инструментов совладания со стрессом позволит снизить повышенный риск развития злоупотребления алкоголем или наркотиками, характерный для жертв насилия (алкоголизация или наркотизация выступают у этих лиц как деструктивный копинг-механизм).

Перенесенное насилие нередко ведет по механизму идентификации жертвы с агрессором к совершению ребенком аналогичных деяний в отношении более слабых детей. Для таких жертв, ставших насильниками, за рубежом широко используются специальные терапевтические программы. Эти программы основываются на когнитивных и бихевиоральных подходах, включающих следующие техники работы с клиентами:

· техники мышечной релаксации и расслабляющего ды­хания, использующиеся в момент приступа гнева;

· техники, обучающие процессу межличностной комму­никации и навыкам разрешения конфликтов, способст­вующие процессу когнитивного реконструирования от­ношений.

Также в подобных программах используются техники изменения поведения насильника:

· ознакомление с преимуществами спокойной семейной жизни;

· ознакомление с потерями в результате агрессивного поведения;

· преимущества полного отказа от агрессивного поведе­ния, изменение понятий «легкая» агрессия, «ненастоящий насильник».

Любая форма жестокого обращения с ребенком тре­бует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те гра­ницы, за которыми начинаются необратимые личностные про­цессы. Таким образом, целью профессионального вмешатель­ства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.