Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок работы со случаем сексуального насилия или с ребенком, в отношении которого есть основания подозревать перенесенное сексуальное насилие



 

Направление /вид работы время работы специалист
Первичное интервью с обратившимся взрослым (мать, отец, прародители, опекуны, специалисты и др.) - Цели интервьюирования: • получение информации о случившемся • определение запроса обратившихся • уточнение юридических аспектов ситуации (подано ли заявление, если нет, то собираются ли подавать) • разъяснение позиции Центра • получение разрешения на обследование 1 час социальный педагог в присутствии психолога
Первичное интервью с ребенком (сбор информации о случившемся, опросники: травматические события, SASA; тесты в зависимости от жалоб). С маленьким ребенком: игра, рисунок. Короткая оценка суицидального риска. 1 час психолог
Сбор дополнительной информации по потребности социальный педагог
Консультация (обсуждение случая) с директором, заместителем директора, методистом-юристом или адвокатом 0,5 часа социальный педагог
Интервью-расследование с ребенком (в зависимости от готовности ребенка) 1-2 часа психолог
Одновременно проводится следующая работа с родителями: • психологическая диагностика • оценка детско-родительских отношений • оценка отношений в семье • оценка личностных особенностей родителей • психологическая помощь • юридическое консультирование по необходим ости юрист психолог
Диагностическая работа с ребенком: • психодиагностика (рекомендованные методики) • гинекологический осмотр • педиатрический осмотр • дермато-венерологический осмотр и лабораторное обследование (по показаниям) • психиатрическое освидетельствование (по показаниям) • обследование дефектологом (по показаниям) определяет ся объемом диагностики психолог педиатр психиатр дефектолог венеролог гинеколог
Составление диагностического заключения по случаю 1-2 часа все вовлеченные специалисты
Обсуждение на конференции и принятие плана дальнейшей работы 0,5 часа конференция
Терапия и реабилитация (объем определяется показаниями) • индивидуальная психотерапия ребенка • игровая терапия • индивидуальная психотерапия родителей (законных представителей) • групповая и семейная психотерапия • медицинская помощь • педагогическая коррекция • реабилитация (сенсорная комната, релаксация, массаж, ЛФК) определяется объемом работы психологи врачи-специалисты социальный педагог медицинская сестра
В случае возбуждения уголовного дела дополнительно: • подготовка медико-психологического заключения (по запросу) • представление интересов ребенка (по просьбе его законного представителя) • участие в допросах ребенка • психологическое сопровождение ребенка и родителей (подготовка к участию в следственных действиях и даче показаний на суде) • правовое консультирование законных представителей ребенка определяется длитель ностью уголовного процесса психолог психиатр педагог-психолог адвокат юрист
Социальная реабилитация (объем определяется особенностями случая) по потребности социальный педагог
Профилактика повторного насилия: • половое образование ребенка • просветительская работа с родителями • обеспечение методическими материалами • тренинговые программы по потребности социальный педагог психолог врачи-специалисты

 


СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ:

 

1. Скрининг на травматические события. Заполняет специалист, опрашивая ребенка). TESI-C

 

2. Тест на травматические симптомы - детский. Для возраста от 8 до 15 лет. (Заполняет ребенок).

 

3. TSC-C (Child version of the trauma symptom checklist), John Briere, 1989

 

4. Шкала тяжести травматических событий для детей. (Заполняет ребенок). В.В. Вульф и К. Жентил.

 

5. Опросник на посттравматическое состояние после изнасилования девочек. (Заполняет ребенок). D. Chappell.

 

6. Опросник на посттравматическое состояние после изнасилования мальчиков. (Заполняет ребенок) Аналог варианта для девочек

 

7. Многостороннее исследование личности (Заполняет ребенок).

 

8. Для возраста 10 лет и старше. (mini-MMPI) В.П. Зайцев.

 

9. Описание посттраматического события самим пострадавшим (Заполняет ребенок).

 

10. Опросник на постравматическое стрессовое состояние при насилии. Для возраста 9 лет и младше. (Заполняет ребенок). С.А. Хусейн, В.Р. Холкомб.

 

11. Опросник для оценки тяжести депрессии при постравматическом стрессовое состоянии. Для возраста 9 лет и младше. (Заполняет ребенок). С.А. Хусейн, В.Р. Холкомб.

 

12. Оценка посттравматического расстройства по МКБ-10 или DSM-IV Для возраста 10 лет и старше. (Заполняет ребенок).

 

13. Комплексная оценка состояния, возникшая в результате насилия. Для возраста 10 лет и старше. (Заполняет ребенок).

 

14. Комплексная оценка состояния, возникшая в результате насилия. Для возраста 9 лет и младше. (Заполняет ребенок).

 

15. . Отношение к посттравматическому событию. (Заполняет ребенок) Для детей и подростков. П. Бутийон

 

П. СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ВЗРОСЛЫХ): А) ОЦЕНКА РЕБЕНКА, ПОДВЕРГШЕЙСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ

 

1. Скрининг на травматические события. (Заполняет специалист, опрашивая родителей-взрослых о ребенке). TESI-P

 

2. Структуированное интервью для выяснения симптомов, связанных с сексуальным насилием. Structured Interview for Symptoms Fssociated with Sexual Abuse (SASA). R. Wells, J. McCann, Adams J.Voris, and B. Danl. (Заполняет специалист, опрашивая родителей-взрослых о ребенке).

 

3. Опросник на сексуальное поведение. W. Friedrich (Фридрих). (Заполняет специалист, опрашивая родителей-взрослых о ребенке)

 

 

4. Опросник для оценки проявлений диссоциативных нарушений у детей.(Заполняет специалист, опрашивая родителей-взрослых о ребенке). CDC (Child dissociative checklist), F.W. Puthnam

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ РОЛИТЕЛЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НАОЦЕНКУ СОБСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ, В СВЯЗИ С СОБЫТИЕМ, СЛУЧИВШИМСЯ С РЕБЕНКОМ

 

1. Многостороннеее исследование личности. (Заполняют родители-взрослые о себе). mini-MMPI, В.П. Зайцев

 

2. Оценка посттравматического расстройства по МКБ-10 или DSM-IV (ПТСР). (Заполняют родители-взрослые о себе).

 

3. Комплексная оценка состояния, возникшая у взрослых в результате насилия над ребенком. (Заполняют родители-взрослые о себе).

 

4. Дневник - "Запись ежедневного поведения ребенка после сексуального насилия". (Заполняют родители-взрослые)

5. Отношение к посттравматическому событию. (Заполняют родители (взрослые). П. Бутийон,

 


Список литературы по вопросам психологической коррекции детей, пострадавших от жестокого обращения и насилия

 

1. Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб.: Изд-во РГПИ им. Герцена, 2001.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

3. Большаков В.Ю. Психотренинг. - СПб., 1994

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

5. Быков А.В., Шульга Т.Н. Психологическая служба в уч­реждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. - М.: Изд-во УРАО, 2001.

6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001.

7. Веселов Н.Т. Социальная педиатрия. - Уфа, 1992.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 1996.

9. Групповая работа с детьми и подростками / Под ред. Т.И.Ерофеевой. - М.: Генезис, 2000.

10. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психо­логия. - СПб., 2001.

11. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия по­следствий психических травм. - СПб., 1998.

12. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. - СПб, 2000.

13. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологический и психиатрический аспекты. -Мн, 1988.

14. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, Питер, 2002.

15. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб, 1996.

16. Кэдьюсон X, Шефер Ч. Практикум по игровой психоте­рапии. - СПб.: Питер, 2000.

17. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. - М, 1994.

18. Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Деменьева И.Ф.. Соци­ально-педагогическая поддержка детей группы риска. -М.: Академия, 2002.

19. Остер Дж, Гоуэд П. Рисунок в психотерапии. - М,, 2001.

20. Осухова Н.Г. Психодрамма: помощь детям, пережившим насилие // Педагогика. - 2001. - №3. - С. 87-97.

21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М, 1997.

22. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: ВЛАДОС, 1999.

23. Практическая психология для педагогов и родителей. /Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 2000.

24. Программа медико-социальной реабилитации несовер­шеннолетних: в помощь сотрудникам специализирован­ных учреждений для несовершеннолетних, нуждающих­ся в социальной реабилитации / Отв. Ред. Г.М. Иващен­ко. - М, 2002.

25. Программы и методики социальной реабилитации семей групп «риска» / Под ред. д.п.н, проф. Н.М.Платоновой. -

26. СПб: Изд-во Санкт-Петербургский государственный ин­ститут психологии и социальной работы, 2002.

27. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия. - М, 2000.

28. Психологическая реабилитация детей различных катего­рий ограничения возможностей. - М.; Курск, 1998.

29. Психологическое сопровождение лиц, переживших на­силие в семье / Под ред. д. псих, наук, проф. Ю.П.Платонова. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002.

30. Психология социальной работы / Под общ. ред. М.А.Гулиной. - СПб.: Питер, 2002.

31. Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». - М, 2000.

32. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. - М, 1997.Сборник материалов по вопросам помощи семьям и де­тям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, свя­занной с оккультно-мистической и религиозной деятель­ностью граждан и организаций. - СПб, 1997.

33. Семейная психотерапия нервных при нервных и психи­ческих заболеваниях / Под ред. В.К. Мягер и Р.А. Заче-пицкого. - Л, 1978.

34. Смит М. Тренинг уверенности в себе. - СПб, 1998.

35. Технологии социальной работы с детьми и подростками: Сб. статей / Под ред. В.Н. Келасьева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

36. Шептенко ПА, Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2001.

37. Шульга Т.И. Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социаль­ной помощи и поддержки // Приклад, психология и пси­хоанализ. -1998. -№ 2.

38. Шульга Т.И, Слот В, Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. - М.: Изд-во У РАО, 2001


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.