Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какой должна быть методика (технология) воспитательной работы по формированию у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения?



Как и формирование других личностных качеств, процесс воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения включает в себя:

— развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения;

— организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пониманию необходимости (взглядов и убеждений) их соблюдения;

— выработку навыков, привычек и культуры дисциплинированного поведения;

— формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения.

Рассмотрим содержание и методические основы воспитания каждого из составных частей данного качества.

Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы в области дисциплины и культуры поведения. В педагогическом отношении для этого весьма важно, чтобы учителя и классные руководители создавали такие условия и ситуации, в которых школьники осознавали бы и эмоционально переживали внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем дисциплины и культуры поведения и стремились к их совершенствованию. Существенное значение в этом отношении имеют поддержание в школе чистоты, санитарно-гигиенической культуры и образцового внутреннего порядка; тактичное предъявление требований к учащимся; высокое качество учебной работы; разумная организация досуга учащихся; установление благожелательных, гуманных отношений между ними и педагогами; тактичный контроль за поведением.

В решении этих вопросов не может быть мелочей. Если, например, в школе просторный коридор, куда сходятся на переменах учащиеся нескольких классов, это создает предпосылки для шума, беготни и толчеи. В этом случае в нем расставляются цветы и мебель таким образом, чтобы ограничивать излишнюю резвость учащихся. Особенно тщательно налаживается подобная работа в первые дни и недели учебного года с тем, чтобы учащиеся соблюдали необходимый порядок и вырабатывали соответствующие стереотипы поведения.

Действенное дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает содержательная организация учебной и внеклассной работы. Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования - замечаниям, записям в дневнике и т.д. Все это необходимо учитывать и заботиться о том, чтобы соблюдение правил поведения было естественным следствием интереса учащихся к овладению знаниями, увлекательности учебных занятий, заботы учителя об улучшении успеваемости.

Организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения и формированию сознательного отношения к их соблюдению. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обусловливает необходимость проведения содержательной морально-когнитивной деятельности, развития у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Эта задача решается прежде всего в процессе и средствами учебной работы, поскольку изучаемый материал содержит немало положений, фактов и примеров, раскрывающих сущность дисциплинированности и ответственного отношения личности к выполнению своих обязанностей.

В то же время большое значение имеет разъяснение правил поведения в системе внеклассной работы (беседы, собрания, классные часы и т.д.).Тематика этой работы может включать в себя следующие вопросы: "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине учащихся", "В чем выражается культура поведения школьника?", "О требовательности к себе как средстве формирования дисциплины и культуры поведения", "О роли самооценки и самоконтроля в формировании культуры поведения" и др.

Усвоение правил и требований дисциплины создает у учащихся соответствующие психологические установки в поведении, побуждает их сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию взглядов и убеждений, которые становятся действенными стимулами развития нравственного сознания и соблюдения правил дисциплины и культуры поведения.

Выработка у учащихся навыков и привычек соблюдения дисциплины и культуры поведения. Органической частью воспитания дисциплинированности и культуры поведения является выработка у учащихся практических умении и навыков, связанных с соблюдением правил внутреннего распорядка школы и выполнением своих обязанностей. Для этого, как справедливо утверждал А.С.Макаренко, необходима организация упражнений в "правильном поступке". Эти упражнения осуществляются, когда четко и организованно проводятся учебные занятия, поддерживается надлежащий порядок на уроках и во время внеклассной работы, практикуются так называемые "минутки тишины" и т.д. Специальные упражнения иногда необходимы, чтобы приучить детей правильно сидеть в классе, поднимать руку при желании обратиться к учителю, спокойно выходить из класс и занимать своё место после перемены.

В некоторых школах для приучения к точности различных видов внеклассной работы назначают, например, не на 13 часов, а на 12 часов 47 минут с тем, чтобы учащиеся следили за временем. В ряде случаев устанавливается дежурство учащихся у входа в школу, в гардеробе, коридорах. Дежурные наблюдают за порядком и дисциплиной, предупреждают об излишней резвости отдельных учащихся, что постепенно приучает их соблюдать чистоту и надлежащую тишину, шлифует культуру поведения.

В процессе воспитания дисциплины и культуры поведения у учащихся нередко обнаруживаются те или иные недочеты и отставание в развитии отдельных сторон их морального формирования. В этих случаях необходимо использовать методику выдвижения и решения ведущих воспитательных задач, которая позволяет преодолевать указанные недочеты и "выравнивать" нравственное формирование учащихся. В качестве таких ведущих задач может выступать совершенствование культуры общения, воспитание требовательности к себе, самокритичности и других качеств.

Осмысливая методические основы формирования у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения, как и развития других нравственных качеств, следует обратить внимание на то, что в процессе этой работы возникает необходимость использования всей системы методов воспитания: убеждения, положительных примеров, упражнения, одобрения, осуждения, предъявления требований и др.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.