Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие дидактические и воспитательные условия способствуют формированию научного мировоззрения учащихся?



Основой научного мировоззрения является органическая взаимосвязь научной истины, взглядов и убеждений, поэтому школа и каждый учитель в отдельности должны добиваться глубокого осмысления и усвоения учащимися важнейших научно-материалистических идей. К этим идеям относятся следующие: материальность мира и объективный характер его развития; движение как форма существования материи; первичность материи и вторичность сознания; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и критерий истины; решающая роль труда в формировании и развитии личности; материальное производство - основа общественного развития и прогресса; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира и т.д.

Но для перевода этих идей (знаний) во взгляды и убеждения учащихся важно не только обстоятельное овладение ими, но и обеспечение в системе учебной и внеклассной работы тех дидактических и воспитательных условий, которые способствуют решению этой весьма сложной задачи. Рассмотрим основные из них.

Первым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера. А.М.Горький писал: "Учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам".

Вторым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленности. Необходимо помочь им уяснить, в каком направлении движется страна, какие прогрессивные преобразования осуществляются в экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. Д.К.Максвелл отмечал: "Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития... открытий". И далее: "Наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения".

Четвертым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения и перевода знаний во взгляды и убеждения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. Знаниями учащихся нельзя "вооружить", как нельзя их и "передать". Ими может овладеть только сам учащийся, проявляя высокую познавательную активность.

Пятым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения является возбуждение у учащихся эмоционального отношения к изучаемому материалу, внутреннее стремление к глубокому осмыслению и усвоению научной истины, благодаря чему только она и определяет умонастроение личности и влияет на ее поведение.

Шестым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную и разнообразную практическую деятельность, в процессе которых закрепляются и приобретают необходимую прочность взгляды и убеждения.

Седьмым дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы.

Здесь нужно иметь в виду следующее. В начальных классах простейшие элементы мировоззрения ограничиваются формированием у учащихся самых общих представлений о природных и общественных явлениях, и говорить здесь о сколько-нибудь устойчивых взглядах по этим вопросам не приходится. Развитие форм понятийного мышления у подростков способствует тому, что по многим вопросам развития природы и общества у них складываются довольно отчетливые взгляды, иногда переходящие в убеждения, что помогает им более правильно ориентироваться в жизни, в определении форм своего поведения. Но жизненный опыт у них невелик, не хватает знаний, поэтому их взгляды и убеждения не всегда отличаются достаточной стройностью, полнотой и устойчивостью. В старших же классах и содержание учебно-воспитательного процесса, и больший жизненный опыт учащихся позволяют проводить целенаправленную работу по формированию мировоззрения во всем ее объеме и глубине.

Восьмое дидактическое и воспитательное условие состоит в том, что в системе формирования мировоззрения учащихся большую роль играет не только умело осуществляемая учебная и разнообразная внеклассная воспитательная работа, но и личность педагога, его взгляды и убеждения, его авторитет и нравственность.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей постановке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоззрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.