Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА XXIV.ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ



 

Какую роль играет трудовое воспитание в нравственном и личностном развитии учащихся?

Всестороннее и гармоническое развитие учащихся может осуществляться только на основе органического соединения учебно-воспитательной работы с организацией их трудовой деятельности.

 

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг и фундамент личностного развития. Как бы ни складывалась дальнейшая судьба выпускников школ, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция. В этой связи известный интерес представляет высказывание польского ученого и просветителя Я.Снядецкого (1756-1830): "В знаменитых семействах наших два порока, деморализующих людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие".

Приобщение учащихся в той или иной форме к трудовой деятельности, организация трудового воспитания становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школах большинства стран мира. Например, с 1987/88 учебного года во всех основных (обычно 9-летних) школах Баварии (ФРГ) введен предмет "Трудовое обучение", учащиеся проходят производственную практику в течение одной-двух недель. В то же время владельцы предприятий, на которых организуется эта практика, присматриваются к учащимся и бывает, что некоторых из них приглашают после окончания школы к себе на работу.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила появление множества научных исследований. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в работах классиков педагогики - Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, а также современных педагогов - Н.И.Болдырева, М.У.Пискунова, В.А.Сухомлинского и др.

В педагогике детально раскрываются функции труда и трудового воспитания во всестороннем развитии личности. Важнейшими из этих функций являются следующие.

Труд, практическая производственная деятельность благотворно влияют на физическое развитие человека.

Л.Н.Толстой писал: "... При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна".

"Кто не испытал, - отмечал К.Д.Ушинский, - как после тяжелого труда, долго поглощающего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать".

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, особенно на современном высокотехническом производстве.

Велико значение труда в нравственном формировании личности. К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

Труд укрепляет жизненную сноровку, характер, совершенствует гражданские чувства и качества (А.С.Макаренко).

Труд способствует жизненному самоопределению личности и осознанному выбору профессии. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой". Л.Н.Толстой писал, что "стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.