При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов персонал шлюза должен выделить необходимое количество швартовщиков. Швартовка за плавучие рымы обеспечивается персоналом судна
- если на опорных стенках шлюзовой камеры указаны соответствующие границы, суда должны находится в их пределах;
- во время наполнения и опорожнения камеры шлюза и до момента получения разрешения на выход суда должны быть ошвартованы так, чтобы они не ударялись об опорные стенки шлюзовой камеры, ворота и защитные устройства или другие суда;
- с момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.
Комментарий: Чтобы судно при шлюзовании не ударялось об опорные стенки шлюзовой камеры, защитные устройства, ворота и другие суда, судно при швартовке следует стараться ставить кнехтами напротив плавучих рымов и подавать швартовные тросы по разным направлениям: по траверзу от кнехта или один вперед, а другой назад. Слабину в швартовых следует по возможности устранить.
200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:
- танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;
- сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60ºС и выше;
- пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.
Комментарий:Варианты совместных шлюзований судов различных типов преследуют цель наиболее эффективного использования шлюзов, не подвергая излишней опасности совместно шлюзующиеся суда и экипажи судов. Особенно это относится к пассажирским судам.
Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ (п. 16г) запрещается совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы.
201. При совместном шлюзовании должны соблюдаться следующие правила:
- танкеры заходят в шлюз и становятся первыми;
- сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе танкера при условии, что расстояние между бортами будет не менее 1 м;
- судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные действующими правилами для такого случая.
Комментарий:Судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов должны предупредить экипажи и строго контролировать запрет курения на открытых палубах и у открытых иллюминаторов, а также не допускать случайного выброса окурков или использование открытого огня на камбузах, использование зажигалок и т.п. Все виды работ на палубе, связанные с возможностью искрообразования должны быть прекращены.
Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов у причальных стенок шлюзов, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения судоводителями всех судов, которые должны подтвердить получение распоряжений по радиотелефонной связи, а при ее неисправности – подачей звукового сигнала.
Если полученное распоряжение судоводитель считает невыполнимым, то он должен поставить об этом в известность диспетчера шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.
Комментарий:Получение распоряжения от диспетчера шлюза можно подтвердить, при неисправности радиотелефонной связи, звуковым сигналом «Я вас понял». Об окончании швартовки в камере шлюза и готовности к шлюзованию сообщается по радиотелефонной связи (УКВ) или коротким звуковым сигналом.
Невозможность выполнения распоряжения диспетчера может обуславливаться погодными условиями, помехой со стороны других судов, внезапным отказом каких-либо устройств, механизмов судна или плавучих рымов шлюза. Об этом необходимо сразу же сообщить по радиосвязи или подать звуковой сигнал «Предупреждение» (не менее пяти коротких звуков).