Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Эксперты руководствуются в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов управления образованием.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает введение и порядок утверждения государственных стандартов
образования, компетентной экспертизы деятельности образовательных учреждений.
Основные задачи Федерального экспертного совета, его функции, состав и структура, порядок деятельности определяет Положение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).
Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного
образования особое значение имеет Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функцию примерного для негосударственных учреждений системы дошкольного воспитания.
^ Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).
V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 — 12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требования к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок устанавливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».
Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности воспитателей и руководителей до-
школьных учреждений исходит из Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).
Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях применения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городскими, районными управлениями и отделами образования. Поэто-
му функции экспертизы все шире используются во всех структурных компонентах системы образования.
Вопросы и задания для самоконтроля и самооценки
1. Почему качество образования является объектом экспертной оценки?
2. Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи ны вариативности суждений.
3. Изобразите графически основные области применения экспертных методов в педагогике.
4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностичес-кой службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.
5. Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).
6. В чем суть квалиметрического подхода к определению способа оцен ки качества обучения и воспитания?
7. Представьте графически схему экспертно-диагностической службы России, осуществляющей мониторинг качества образования в стране.
8. Назовите основные этапы педагогической экспертизы.
9. Какие, на ваш взгляд, необходимо соблюдать условия при формиро вании экспертных групп?
10. В чем сущность системно-комплексного подхода в экспертной оценке качества образования?