Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности



Использование технологий педагогической деятельности имеет своей целью повышение качества образования. Качество образования – это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.

В документах, определяющих развитие российской системы образования («Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Наша новая школа», образовательные стандарты общего и профессионального образования), говорится, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Среди основных тенденций развития образования выделены: необходимость повышения готовности граждан к сознательному выбору; развитие коммуникабельности и толерантности; формирование современного мышления у молодого поколения в связи с возникновением глобальных проблем, которые могут быть решены только в рамках глобального сотрудничества; направленность на рост профессиональной мобильности и постоянное повышение квалификации; опережающее развитие молодежи и взрослых в связи с возрастанием значения человеческого капитала.

Оценивание играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Оно задает ориентиры для деятельности и развития учащихся, является одним из стимулов для получения новых знаний. Контроль и оценивание являются важными и обязательными этапами образовательного процесса.

Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности обеспечивает получение информации о результате учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо. Существуют различия между оценкой и отметкой. Оценка – качественный показатель (например, «Ты молодец!»). Отметкаколичественный показатель (пяти- или десятибалльная шкалы, проценты).

Контроль может проводиться без оценки (например, учитель проверяет наличие выполненного задания или ученик проверяет, все ли учебные принадлежности он взял в школу). Оценка без контроля невозможна.

Контроль выполняет следующие функции:

1) диагностическая (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях);

2) образовательная (приведение знаний и умений в систему и содействие их прочному усвоению);

3) развивающая (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);

4) воспитательная (стимулирование систематических занятий и ответственности за их усвоение).

Те же функции выполняет и оценка, но, кроме того, она выполняет мотивационную (поощряет, стимулирует учебную деятельность) и информационную (свидетельствует о степени успешности ученика) функции.

Общеизвестны требованияк контролю и оценке:

– объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений);

– индивидуальный характер;

– систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;

– разнообразие методов и форм проведения;

– всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков).

 

Цели оценивания

 

Традиционно в отечественном образовании используется пятибалльная система оценивания. При всех ее достоинствах, она не лишена недостатков, в числе которых низкая дифференцирующая способность, малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений, малая информативность для родителей учащихся. Но дело не в количестве баллов в шкале оценивания (такими же недостатками может обладать и десятибалльная система), а в цели, с которой учитель выставляет оценку.

Как правило, оценивание преследует одну из целей:

(1) дать человеку информацию о том, что сделано, как сделано и что должно быть сделано для улучшения результата (информационная цель);

(2) проконтролировать результат, часто без качественного анализа выполнения задания и его эффективности (контрольная цель).

Для формирования мотивации обучения и прочных знаний более важно информационное оценивание. Оно ведет к тому, что учащиеся увеличивают усилия для получения знаний, выказывают желание сделать задание следующий раз лучше. У них выше самооценка, а цели обучения, которые они перед собой ставят, более конкретны, понятны им самим и окружающим. Учащиеся, получающие контрольное оценивание, воспринимают оценку вне связи со своим реальным отношением к учебе и успехами. Она кажется им чем-то внешним по отношению к обучению, не имеющим реальной причины.

Проблема состоит в том, что одни и те же слова, сказанные педагогом, могут восприниматься людьми в одних случаях как информационная оценка, а в других – как контрольная[40]. Каждое событие в учебе может изменять свое функциональное значение (например, одинаковые достижения в один день могут быть восприняты как большой успех, в другой – как провал). Оценка будет информационной, если слова, произнесенные педагогом, ведут к повышению компетентности. Она воспринимается как контрольная, если обучающийся чувствует, что его заставляют действовать в определенном направлении.

Кроме объективных свидетельств, следует учитывать ситуацию, в которой проводится оценка и возможность использования ее воспитательных факторов. Учитель может и должен эффективно моделировать оценочную ситуацию, используя наиболее приемлемые способы оценивания и опираясь на ранее выделенные и доведенные до учеников критерии. При этом ему следует ставить оценку только на основе надежной, обоснованной и проверенной информации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.