Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеи технологии «Образ и мысль»



 

Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития.

Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.

Результаттехнологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции.

В основе технологии заложены следующие идеи:

1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.

2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.

3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.

4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).

5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.

6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.

7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка.

8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».

9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.

10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.

11. Стратегия вопросов:

1. Кто, что? Объект.

2. Когда? Время.

3. Где? Пространство.

4. Как? Образ действия.

5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.

12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Принципы технологии

 

При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует учитывать следующие принципы:

1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.

2. Содержание материала должно быть интересным педагогу и детям.

3. Педагог не высказывает напрямую своего мнения по поводу рассматриваемых вопросов.

4. Обсуждение касается не только того, что фактически изображено на картине, но и того, что на ней происходит и почему.

5. Внимание к эмоциям, которые вызывает изображенное на картине.

6. Основные формы взаимодействия на занятии – диалог и полилог.

7. Оптимальный состав группы, с которой проводится занятие – от 6 до 12 человек.

8. После каждого завершенного ответа педагог делает перифраз, излагая содержание ответов детей в грамматически правильной форме, точно отражающей смысл сказанного, с указанием авторства высказывания.

9. В рамках одного занятия рассматривается не более двух произведений.

10. Сюжеты обсуждаемых картин не должны касаться религиозной и военной тематики.

11. В начале занятия педагогом и детьми совместно определяются правила обсуждения: выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами; помогать, если возникнут проблемы.

12. Рассматриваемые на занятии произведения искусства не должны быть ранее известны детям.

13. На занятии детям не дается информация искусствоведческого характера, не объявляется точное название картины и фамилия художника.

14. Педагог выступает в роли фасилитатора, тьютора, не дает информации, не навязывает своего мнения, не высказывает оценок.

15. В процессе обсуждения педагог называет каждого ребенка по имени и повторяет ответ каждого ребенка («Маша считает, что … Кто выскажется еще?»).

16. Обеспечение возможности для каждого ребенка свободно высказать свое мнение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.