Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценность выявления и уточнения ценностей



Самый эффективный путь выявления и уточнения ценностей — привлечение жизненного опыта клиента. Попросите клиента (и обязательно своими словами) охарактеризовать ценности его собственной жизни, при необходимости объединяя их в одну группу. Ценности, выделенные таким путем, будут действитель­но связаны с жизненным контекстом: ведь они извлекаются из самой жизни клиента, а не из списка на листке-шпаргалке коу-ча. Когда клиентам предъявляют подобный список, они часто поддаются искушению позаимствовать их — как бы приобрести в магазине: «Я бы хотел иметь вот это... а вот с этим меня бы ува­жали». Поскольку люди склонны оценивать ценности, они вно­сят в список те из них, которые кажутся им высшими, например духовность или целостность, и исключают те, которые общество считает менее достойными, например личную власть или обще­ственное признание.

Работая один на один с клиентом — будь это вводная сессия или одна из последующих, коуч обязательно раскрывает вместе с ним какие-то его ценности. Остается только их идентифициро­вать. Есть много методов работы с ценностями в рамках сессии коучинга, начиная с вопросов типа: «В каких ситуациях прояв­ляются эти ценности? От каких ценностей Вы отказываетесь в первую очередь? Какие из них для Вас самые устойчивые? А ка­кими ценностями Вы иногда пренебрегаете?».

Еще одно плодотворное упражнение: нужно попросить кли­ента выстроить ценности в приоритетном порядке, начиная пер­вую десятку с наивысшей и далее по убывающей. Основной ре­зультат такого упражнения — это не просто законченный ран­жированный список. Очередность пунктов в этом списке кли­ент волен изменить в любой момент. Главное то, что это упраж­нение заставляет клиента увидеть за пустым словом саму цен­ность. Расставляя пункты по порядку, он их попутно обдумыва­ет. Некоторые коучи превращают это занятие в некую игру: представьте себе путешествие по абсолютно неизвестной и, воз­можно, враждебной стране, в которое вы можете взять с собой только десять ценностей. Какие вы возьмете? Это упражнение не направлено на выделение «самой главной» ценности: вместо этого оно ставит клиента в ситуацию, когда ему придется, отка­завшись от части ценностей, заново рассмотреть оставшиеся.

Следующий шаг: можно предложить клиенту отметить, на­сколько он признает у себя наличие той или иной ценности и следует ей в своей жизни, по 10-балльной шкале. В 1 балл будет оценена наименее признанная ценность, в 10 баллов — самая важная, напоминающая о себе постоянно. Некоторые субъек­тивные ценности, относящиеся к существенным аспектам жиз­ни клиента, скорее ^сего, будут оценены в 4-5-6 баллов — чаще всего это области личных неудач или обид, вызванных тем, что какая-то ценность подавлена. Здесь открывается отличная воз­можность для коучинга: «С чем это связано? Что нужно для то­го, чтобы признавать наличие этой ценности и следовать ей в данных обстоятельствах? Чем Вы платите за отказ от нее? Что Вас останавливает?».

В процессе коучинга анализ ценностей позволяет оценить «правильность» совершаемых выборов. Кроме того, он пролива­ет свет на те выборы, которые оказались неудачными. Клиент может окинуть взглядом решения, которые он сделал, и увидеть, какие ценности в каждом случае были учтены либо проигнори­рованы. Знание ценностей клиента колоссально влияет на весь процесс коучинга. Коуч будет видеть, какие пути действий кли­ент примет легко, как бы плывя по течению, потому что они бу­дут для него оправданы согласием с ценностями. Зная, какие ценности клиент не признает, коуч сможет заранее разглядеть айсберг, преграждающий «Титанику» путь.

Ценности можно использовать в точке принятия решения. Когда клиент находится в процессе выбора между разными спо­собами действий, субъективные ценности служат для него лак­мусовой бумажкой: «Способствует ли данный шаг признанию и следованию Вашим собственным ценностям? Какой ценностью Вы руководствуетесь, когда принимаете это решение?». Если решение действительно важное, спросите о каждой из ценнос­тей «первой десятки», в какой степени выбранный вариант ее учитывает. Учет высших ценностей клиента как факторов, вли­яющих на решение, всегда — всегда! — послужит тому, чтобы оно привело клиента к самореализации. При этом решение мо­жет оказаться не самым легким, не самым веселым или не са­мым приятным либо потребовать жертв и даже иметь болезнен­ные последствия. Но, с точки зрения долговременного баланса, такое решение окажется самым эффективным, потому что оно учитывает внутреннюю сущность клиента. Мы вновь и вновь наблюдаем клиентов, которые принимают решения, исходя из состояния своего банковского счета, или из боязни неудобств, или из неуверенности, порожденной чужими неудачами. Они учитывают только факторы, действующие в самый момент ре­шения, и стремятся уменьшить «крути на воде», которые от это­го решения пойдут. Такие решения никогда не служат самореа­лизации, поскольку подменяют внутреннюю сущность внешни­ми обстоятельствами.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.