Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика в Новое время



Новое время (XVIII — начало XIX в.) характеризуется быст­рым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подверг­нуто самой беспощадной критике...», — писал К. Маркс.

Гуманисты предлагали установить новую систему всесторонне­го воспитания юношества, чтобы освободить его от старых фео­дальных традиций и догм. Большое внимание уделялось физи­ческому воспитанию путем использования гимнастических уп­ражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д.Локка о соот­ношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закали­вания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778), идеолог революционной мелко­буржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жиз­ни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость разви­тия функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта. Рус­со писал: «Итак, если вы хотите воспитать ум вашего ученика,


 




воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Крайне плачевное заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна направлять другую»1.

Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является осно­вой умственного, трудового и нравственного воспитания. Сред­ством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастичес­кие упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в разви­тии их двигательных способностей он предлагал использовать со­ревновательный метод.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей просто­го народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, ум­ственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие, добросовестность, волю и др.) способности; формировать уме­ния и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хо­зяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «ес­тественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.

Чтобы обучение детей сделать доступным и понятным, Песта­лоцци предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным элементам. Важным элементом человеческого тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал Песталоцци, детей надо начи­нать учить движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного сустава, далее постепенно усложнять упраж­нения движениями, при которых задействованы одновременно два-три сустава и более, и завершать обучение, предлагая ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была система развития координации движений. Гимнастические упраж­нения должны были выполняться сознательно, а не подражатель­но. На базе элементарной гимнастики рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».

Во взглядах Песталоцци на нравственное и физическое воспи­тание заложены основы системы физической подготовки с про­фессиональной направленностью. В то же время его взгляды сле-

Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании: Пер. с фр. — СПб., 1913. — С. 99.


дует считать ограниченными в силу того, что человека, его орга­низм, окружающую действительность он представлял как сумму независимых друг от друга явлений, не видя между ними тесной диалектической связи.

Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальней­ший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного ка- . питалистического способа производства, развития наук (в том числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий в связи с необходимостью ведения войн.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.