Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гимнастика в дореволюционной России



В русском государстве физическому воспитанию молодежи, под­готовке ее к жизни и трудовой деятельности всегда уделялось боль­шое внимание. Этой цели служил прежде всего сам труд крестья­нина, ремесленника, рабочего, который требовал больших физи­ческих усилий. Поэтому трудовое воспитание сочеталось с физи­ческим воспитанием. Для этого применялись различные народные игры, танцы, пляски, бег, прыжки, лазания и др.

Осознавалась польза занятий гимнастикой и для детей школьно­го возраста. Это нашло отражение в педагогических трудах Н. И. Но­викова (1744 — 1818), В.Г.Белинского (1811 — 1848) и А.И.Герце­на (1812 — 1870). Физическое воспитание и развитие детей они рас­сматривали в связи с социальными и естественными условиями жизни и закономерностями формирования личности. В 1840 — 1850-х гг. делается попытка внедрить гимнастику как учебную дис­циплину в систему школьного образования в Москве и Петербурге.

Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. Многие


из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастичес­ких: ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные, переползание по-пластунски, подползание, лазание по лестнице, канату, шесту, перелезание через различные препят­ствия и др.

Воинским уставом 1716 г. предусматривалось формировать у сол- , дат и офицеров те способности, которые потребуются на войне. У солдат и офицеров развивались выносливость, сила, быстро­та, решительность и смелость, умение быстро и сноровисто вы­полнять приемы штыкового боя, преодолевать наземные и вод­ные препятствия, метко стрелять, совершать продолжительные марши. Офицеры, организующие физическую подготовку сол­дат, должны были принимать во внимание их индивидуальные особенности, заботиться об их здоровье, учить словом и личным примером.

А.В.Суворов (1730 — 1800) ввел регулярную физическую под­готовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, вы­носливости, уверенности в своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в войсках была введены утренняя физическая и боевая тренировки. К офицерам предъяв­лялись следующие требования: забота о здоровье солдат; непре­рывность тренировки; обучение рассказом, личным показом, без торопливости и жестокости; последовательность обучения двига­тельным действиям, постепенное повышение испытываемых на­грузок; высокая эмоциональность процесса обучения.

Принципы боевой и физической подготовки войск, разрабо­танные и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра 1 и А.В.Су­ворова, были использованы М.И.Кутузовым и другими передо­выми полководцами России.

После восстания декабристов (1825) встал вопрос о пересмотре системы воспитания защитников престола. Поэтому в 1826 г. занятия гимнастикой вводятся в кадетских корпусах, в 1838 г. — в гвардей­ских полках, а затем и во всей армии. Потребовались руководите­ли занятий, методическая литература, спортивная база. Занятия проводились по французской, немецкой и шведской системам гим­настики. Утверждается руководство «Военная гимнастика и фех­тование на штыках и на саблях верхом», в котором предусматри­валось развитие способностей, необходимых для успешного овла­дения боевыми приемами с оружием.

В 1827 г. директором военно-учебных заведений издается цир­кулярное предписание, где говорится: «Для развития сил физи­ческих весьма нужно, чтобы воспитанники военно-учебных заве­дений в свободное от занятий время занимались гимнастически­ми упражнениями». Издается книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества». С целью популяризации гимнастики вводятся сорев­нования с награждением победителей.


w


В русской армии простейшие упражнения на снарядах впервые стали применяться в 40-х гг. XIX в.

После поражения России в Крымской войне (L853 —1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехто­вание (5 ч в неделю) и утренняя гимнастика (10 — 15 мин). В 1858 г. Морское ведомство издает «Урочные таблицы вольных гимнас­тических упражнений и первоначального фехтования». В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике. Урок проводился в произ­вольной форме.

После отмены крепостного права в 1861 г. на развитие гимна­стики оказали влияние следующие факторы: становление Рос­сии на путь капиталистического развития; выводы, сделанные из поражения в Крымской войне; отмена рекрутской системы комплектования армии и сокращение срока службы с 25 до 6 лет, увеличение численности армии; оснащение армии более даль­нобойным и скорострельным нарезным оружием. Все это потре­бовало от военнослужащих высокой физической подготовлен­ности.

В 1861 г. вводятся в действие «Правила для обучения гимнас­тике». Гимнастика включала упражнения приготовительные (воль­ные, силовые, парные и упражнения в сопротивлении), бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, в висе на перекладине, различные виды лазания, пе-релезания и др. К «Правилам» были приложены таблицы упраж­нений, распределенных по урокам, давались методические ука­зания к проведению занятий.

Со временем «Правила» были усовершенствованы и на их ос­нове создано и в 1879 г. утверждено первое официальное настав­ление по физической подготовке — «Наставление для обучения войск гимнастике». Проводилась проверка физической подготов­ленности солдат, которая делилась на разряды. К первому разряду были отнесены солдаты, ловко и правильно выполнившие упраж­нения на всех снарядах и справившиеся со следующими нормати­вами: 1) правильно подняться на руках по наклонной лестнице на 10 ступеней и на последней из них подтянуться 3 раза; 2) пере­прыгнуть через ров шириной 4,25 аршина; 3) выполнить прыжок боком через горизонтальное бревно высотой 1,75 аршина. Ко вто­рому разряду относились солдаты, хорошо выполнившие упраж­нения на всех или большинстве снарядов и, кроме того, оказав­шиеся способными: 1) подняться по лестнице на 5 ступеней и три раза подтянуться; 2) перепрыгнуть через ров шириной в 4 аршина; 3) перепрыгнуть через бревно высотой 1,5 аршина.

В 70-х гг. в ряде крупных городов России появляются немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы из Германии. В программу занятий включаются бо-


лее сложные упражнения на снарядах, разрабатываются техника их исполнения и методика обучения.

Во второй половине XIX в. во многих странах мира получает распространение спорт. Развитие его в России было вызвано об­щекультурным подъемом в этот период, а следовательно, и повы­шением интереса к физическому воспитанию народа.

В 1910 г. вводится в действие «Наставление для обучения войск гимнастике». Задачами гимнастики были: развитие силы, вынос­ливости, быстроты в действиях, сообразительности, уверенности в своих силах, решительности и смелости, способности сноровисто преодолевать препятствия и др. Упражнения объединялись в пять разделов: 1) вольные упражнения и упражнения с палками и ружья­ми; 2) упражнения на снарядах, прыжки в длину, глубину, высо­ту, лазание; 3) ходьба, бег в различных сочетаниях без снаряже­ния и в снаряжении; 4) полевая гимнастика; 5) групповые уп­ражнения, пирамиды, игры, перетягивание каната, лапта, фут­бол, бой стенка на стенку, метание копья, толкание ядра, лыж­ная подготовка и др.

Занятия продолжительностью от получаса до часа проводились ежедневно в течение всей службы. Для занятий оборудовались гим­настические залы и площадки.

Занятие по гимнастике делилось на три части: 1) строевые, вольные упражнения; 2) упражнения на снарядах; 3) ходьба, бег.

«Наставлением» предусматривалось проведение индивидуаль­ных и командных соревнований по гимнастике в подразделениях.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочте­ние отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол». Особенно бурно сокольское движение ста­ло развиваться после революционных событий 1905 —1907 гг. В 1907 г. были разрешены сокольские гимнастические общества. Соколь­ское движение использовалось для сближения интересов всех сла­вянских народов. Правительство России использовало сокольское движение с целью отвлечения молодежи от революционной борьбы и подготовки ее к службе в армии. Общества «Сокол» создавались во всех крупных городах России. Для руководства занятиями при­глашались чешские специалисты, готовились и свои национальные кадры. Уроки русских и чешских обществ «Сокол» в принципе были одинаковыми. На них изучались упражнения, доступные для занимающихся. Занятия проводились с музыкальным сопровож­дением, пением. Устраивались соревнования, красочные массо­вые выступления. Постепенно росло количество занимающихся гимнастикой.

Первые кружки сокольской гимнастики появились в 1897 г. в Тифлисе, в 1903 г. — в Петербурге и Баку. 7 марта 1903 г. в Петер­бурге проходил Всероссийский любительский чемпионат, вклю­чавший борьбу, поднятие тяжестей, бокс, фехтование и гим-


 




настику. Гимнасты выступили на брусьях и завоевали уважение публики. В 1910 г. был утвержден Союз русского сокольства и начал издаваться журнал «Сокол». В 1913 г. Россия вступила во Всеславянский сокольский союз. Русские гимнасты участвовали во Всесокольских слетах, проводимых в Праге каждые 5 лет. Го­товились свои национальные кадры, росло спортивное мастер­ство гимнастов.

Специалисты по физическому воспитанию для армии готови­лись в Главной гимнастическо-фехтовальной школе Петербурга (теперь это Военный институт физической культуры). Инструкто­ры этой школы в 1914 г. выступили с показательными упражнени­ями на съезде французских гимнастов настолько блестяще, что местные газеты писали про них: «Гимнастика русских — чудо!» После этого они выступили в столице Сокольской гимнастики — Праге, где покорили зрителей виртуозностью, красотой, граци­озностью и своеобразием исполненных упражнений.

В 1911 г. состоялся первый съезд делегатов Союза русского со-кольства. В основу его работы была положена идея о том, что рус­ское сокольство «должно явиться средством спаяния племен Рос­сийской империи во имя блага и мощи России как великого сла­вянского государства».

В конце XIX столетия в Россию проникли европейские нацио­нальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись главным образом в армию, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе встретила гневный протест революционных демократов и просветителей, передовых педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев и др.

Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимна­стики нанес отечественный ученый П.Ф.Лесгафт. Он убедитель­но доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследователь­ность ее педагогических идей. Он показал, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам ана­томии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе.

Педагогическая гимнастика П. Ф.Лесгафта (1837 — 1909). Боль­шой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетвори­тельное ее преподавание, — с другой, побудили передовых воен­ных и общественных деятелей, ученых к созданию подлинно на­учной системы гимнастики в России. По заданию военного ве­домства эту задачу блестяще выполнил П.Ф.Лесгафт. Изучив по­становку физического воспитания во многих государствах Евро­пы, он опубликовал труд «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему, кото­рая характеризуется следующими особенностями:


 

1. Целью физического образования является всестороннее, гар­моническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивного результата.

2. Подбирать средства физического образования необходимо в зависимости от задач, стоящих перед ним. Упражнения должны полностью соответствовать анатомическому строению человечес­кого тела, его физиологическим функциям и педагогическим тре­бованиям. Физические упражнения должны систематизироваться в зависимости от педагогических задач, а не от формы движений и снарядов, как это было в других системах.

3. При подборе упражнений надо строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся лиц.

4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип посте­пенности и последовательности. Нарушение его приносит вред.

5. Сами физические упражнения должны быть естественными, взятыми из практики.

6. Физическое образование должно быть тесно связано с ум­ственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Очень важно, чтобы занимающиеся осознавали все движения. Поэтому основным методом обучения П. Ф. Лесгафт считал объяс­нение, а не показ, при котором возможно подражание.

В своей системе физического образования П.Ф.Лесгафт выде­лял следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений.

1 ступень. Изучаются простые упражнения. Овладевая ими, ребенок научается сравнивать их между собой, устанавливать общ­ность и различия между ними, осознает их. Упражнения выполня­ются только после объяснения, а не после показа.

2 ступень. Выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением. Повышается вес метаемых предметов, скорость ходь­бы и бега, увеличивается расстояние, повышаются и усложняют­ся препятствия для прыжков, усложняется характер движений.

3 ступень. Применяются упражнения, вызывающие необхо­димость соразмерения движений и действий во времени и в про­странстве, т.е. проходить, пробегать заданную дистанцию в уста­новленное время, метать предметы на заданное расстояние, в Цель и т.п.

4 ступень. Игры, экскурсии, трудовые действия. Здесь вос­питанники применяют усвоенные ранее двигательные умения и на­выки, учатся действовать просто, ловко, энергично и экономно расходовать энергию.

П.Ф.Лесгафт утверждал необходимость специального подбора Упражнений в зависимости от профессиональной специализации военнослужащего. По его инициативе открывались и работали раз­личные школы и курсы, где готовились руководители занятий гим-


 




настикой для армии и школ. Он разрабатывал методические указа­ния по обучению физическим упражнениям, призывал ученых и педагогов к творческой активности, к борьбе против некритичес­кого перенесения в практику учащейся молодежи зарубежных си­стем гимнастики и спорта.

В конце XIX в. в мире получила развитие спортивная гимнасти­ка. Стали проводиться международные соревнования. Для руко­водства ими в 1881 г. образуется Международная федерация гим­настики. Организацию международных соревнований по всем ви­дам спорта стал возглавлять Международный олимпийский ко­митет (МОК), организованный в 1894 г.

В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовало 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту. Победители (Шустов, Кристи, Горо­жанин) получили призы и серебряные жетоны. В последующие годы общество продолжало проводить соревнования и устраивало показательные выступления гимнастов, которые привлекали боль­шое количество зрителей.

На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). Вначале они проводились каждые два года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в проме­жутках между Олимпиадами.

Уроки русско-японской (1904 — 1905) войны показали, что фи­зическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя. По­этому в послевоенный период широкие массы населения привле­каются к занятиям гимнастикой и спортом. Чтобы повысить инте­рес к занятиям, за успехи в спорте награждали призами, значка­ми, медалями. Издаются законы о всеобщей военно-физической подготовке молодежи. Вводится обязательное обучение военно-прикладным упражнениям.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода до­революционного развития гимнастики.

Первый период (до 1863 г.) — гимнастика ипользуется в системе военного ведомства как средство общей физической под­готовки военнослужащих.

Второй период (1863 — 1907) — происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, развитие спортивной направленности занятий гимнастикой.

Третий период (1907 — 1914) — происходит становление спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; про­должается использование гимнастики в качестве средства воен­но-физической подготовки учащейся молодежи.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.