Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ



[37]

Аннотация. В статье исследуется специфика управления нематериальными активами социально-экономических систем, выступающих как ключевые критерии оценки современных компаний и учреждений. Роль интеллектуального капитала в инновационном развитии предприятий не оценена в достаточной мере. В статье представлены выводы и обобщения, отражающие вклад управления интеллектуальным капиталом в теорию управления социально-экономическими системами.

Ключевые слова. Социально-экономическая система, нематериальные активы, интеллектуальный капитал.

Развитие теории управления социально-экономическими системами обусловлено спецификой самих систем. Любая социально-экономическая система (организация) выступает как основная производительная единица макроэкономической системы, создается субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. Каждое предприятие стремится к осознанному качественному развитию, формирует организационную целостность и корпоративные ценности, создателем которых является профессиональный коллектив. Все это дает основание определить организацию как развивающуюся социально-экономическую систему.

В качестве производственных факторов в настоящее время используются различные виды ресурсов, однако все большее значение в условиях перехода предприятий на инновационный путь развития имеют нематериальные активы, доля которых в совокупном производительном потенциале существенно увеличилась в последние годы XX века.

Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

К нематериальным активам относят права, возникающие:

· из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

· из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

· из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

· из прав на «ноу-хау» и др.

Помимо этого, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы, связанные с созданием предприятия.

В науке не сложилось четкого понимания взаимосвязи между повышением значимости нематериальных активов организации и общими тенденциями социально-экономических трансформаций современного мира.

Анализ статистических данных, связанных с нематериальными активами промышленного предприятия, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение финансирования НИОКР, увеличение количества зарегистрированных лицензионных договоров и договоров об уступке патента, доля нематериальных активов в общей стоимости активов предприятий остается незначительной. Среди отечественных организаций нематериальные активы составляют значительную часть стоимости только среди научно-производственных объединений, которых сейчас единицы. Так, НПО «Сатурн», производящее двигатели для авиакосмической отрасли, 20% своей стоимости покрывает лишь патентами.

С развитием интернет-технологий шансы на увеличение активов за счет результатов интеллектуального труда появились у всех компаний, работающих в виртуальном пространстве. Компании, предлагающие уникальные программные продукты, способные облегчить жизнь клиентов (специальные платежные системы, защищенные системы бронирования и заказов и т. д.), могут неплохо зарабатывать именно за счет наличия хороших нематериальных активов.

Нематериальные активы вносят свой вклад в доход предприятия наряду с движимым и недвижимым материальным имуществом. При этом доходы, приносимые нематериальными активами, могут быть даже более защищенными от действий конкурентов, чем доходы, приносимые более традиционными факторами производства. Обладание нематериальными активами также способно существенно увеличить уровень капитализации компании, рыночную стоимость ее акций.

Управление нематериальными активами – это процесс принятия решений по созданию и введению нематериальных активов в коммерческий оборот в условиях рыночной конкуренции с целью получения максимальной прибыли. То есть речь идет о трансформации нематериальных активов в материальные результаты.

Более половины стоимости компании может составлять стоимость ее нематериальных активов. Так, у McDonald's, по некоторым оценкам, это 98% стоимости компании. Причем это не «обычные» нематериальные активы, как патенты, лицензии и прочие. Это репутация фирмы, лояльность к ней потребителей и другие неосязаемые понятия, которые, казалось бы, невозможно просчитать. Поэтому для обозначения всей совокупности нематериальных ресурсов, включенных в процессы воспроизводства с целью получения дохода от создания новых нематериалоемких благ, будем использовать понятие интеллектуального капитала.

Становление и развитие таких категорий в экономической теории как нематериальные ресурсы, нематериальные активы, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал связано с попытками осознания учеными особенностей и специфики «неосязаемых» активов как одного из факторов экономического роста, определения места этих активов в структуре экономических отношений, а также определение роли этих активов в функционировании предприятия.

Интеллектуальный капитал расширяет понятие нематериальных активов, вводя в рассмотрение такие активы, которые не поддаются количественной оценке или не отражаются в стандартах учета. Эти активы связаны с персоналом, клиентами, поддерживают организационное построение компании.

Интеллектуальный капитал является видом капитала в том смысле, что, наряду с другими видами, является фактором производства, причем единственным фактором производства, развитие которого имеет неограниченный ресурс, как по качественно-количественным, так и по временным параметрам. Подобно капиталу физическому, он также возникает в результате вложений различных ресурсов.

Сегодня в экономической литературе существует множество противоречивых трактовок сущности интеллектуального капитала и его структуры, что порождает все новые и новые методологические подходы к его оценке и понимания путей его развития. Очевидно, что далеко не все методы и механизмы развития интеллектуального капитала, которые разрабатываются в странах Запада, способны обеспечить успех в отечественной практике. В отечественной экономической науке исследования проблематики интеллектуального капитала только начинаются.

Суммируя существующие подходы к определению структуры интеллектуального капитала, можно сделать вывод о том, что все исследователи выделяют в составе интеллектуального капитала организации четыре основные составляющие: человеческий, структурный, потребительский капиталы и интеллектуальную собственность.

Человеческий капитал включает навыки, знания и способности работников, является их собственностью и не может принадлежать организации. Структурный капитал – все элементы в организации, которые поддерживают функционирование работников (их человеческого капитала). Потребительский капитал – это система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями его товара, сложившаяся за время его работы на рынке. Термин интеллектуальная собственность в широком понимании означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Интеллектуальный капитал – это не просто хорошие мозги и как результат хорошие технические и художественные решения. Это, в первую очередь, система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке. Без надежной системы контрактов, соглашений, договоров и других юридических инструментов капитал не состоится. Но одно дело – наличие этих преимуществ, другое дело – умение ими пользоваться.

Главная цель управления интеллектуальным капиталом – это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ. Если говорить об управлении знаниями в более широком смысле, то, как бизнес-процесс, оно имеет стратегические и тактические цели. Стратегические цели связаны с повышением интеллектуального уровня предприятия или организации. Тактические цели – с эффективным решением прикладных задач. Для любой фирмы приоритетны такие стратегические цели управления знаниями, как повышение способности организации к инновациям, повышение восприимчивости, эффективности и компетентности организации и ее сотрудников. «Цели стратегий коммерческих компаний не в том, чтобы победить противников, а в том, чтобы максимально повысить отдачу от используемых ресурсов (в первую очередь – заработать как можно больше прибыли)» [2]. Для эффективного использования интеллектуального капитала необходимо обеспечить его постоянное движение: создавать и наращивать интеллектуальный потенциал, создавать интеллектуальную продукцию, получать доходы от реализации интеллектуального капитала и преумножать интеллектуальный капитал за счет инвестиций (вкладывая отчисления от полученных доходов). Цели развития интеллектуального капитала должны быть подчинены стратегическим целям управления интеллектуальным капиталом.

Изучение теоретических разработок по управлению интеллектуальным капиталом позволило сделать вывод о том, что некоторые исследователи рассматривают процесс управления интеллектуальным капиталом в аспекте общих функций менеджмента, как элемент теории управления. В этом случае, прежде всего, встает вопрос об управлении сложными социальными системами, основу которых составляют человеческие коллективы, так как альянс, компания, организации различных масштабов представляют собой специфическую разновидность этих систем. Цель управления подобными системами будет заключаться в оптимизации действий систем в целом, т.е. получение возможно больших полезных результатов при наименьших усилиях и затратах. Поэтому под управлением социальными системами, очевидно, следует понимать осмысленную целенаправленную деятельность органов управления по подготовке и регулированию процессов реализации подчиненными поставленных целей с заданной эффективностью.

Управление – это целенаправленная деятельность руководителей, аппарата и других органов управления по реализации функций управления: планирования, организации, мотивации, координации и контроля.

В условиях экономики, базирующейся на знаниях, эффективность управления во все большей мере зависит от умения быстро формировать партнерства для использования информационных потоков, новых технологий, миграционных потоков и потенциальных возможностей организации. По мере того, как стратегический акцент перемещается с эффективного управления массовым производством и материальными активами на инновации и эффективное применение знаний и человеческих ресурсов, предприятия (фирмы) и их руководители должны также изменяться.

При принятии решения уже становится недостаточным опираться только на знания и опыт квалифицированных высших менеджеров. Чтобы выстоять в жесткой конкурентной борьбе, современные фирмы должны все более полагаться на знания, квалификацию, опыт и суждения всех своих сотрудников.

Организация должна создавать и аккумулировать новые знания, поощрять инновации и учиться новым методам конкуренции в постоянно меняющейся внешней среде, что привело к образованию нового типа управления.

Управление компанией не может больше строиться на основе принципов, присущих индустриальной корпорации. Традиционные методы и приемы управления разработаны в большей степени для укрепления стабильности организации, эффективности ее деятельности и достаточно обоснованно прогнозируемой производительности. Для большинства организаций по-прежнему нормой являются традиционные процессы планирования, централизованное принятие решений, иерархическая структура, стандартизированные технологические процессы и ориентированные на цифровые показатели системы контроля. Подобные структуры приводят к ограничению гибкости и создают препятствия инновациям, творчеству и изменениям.

Процесс планирования – «изучение будущего и набросок плана действия» – является центральным в предпринимательской деятельности. При планировании интеллектуального капитала перед менеджерами встают следующие вопросы. Какой интеллектуальный капитал есть у компании сегодня и как его можно использовать? Какой интеллектуальный капитал необходим в будущем и как его можно получить или создать?

Примером решения вопроса об управлении интеллектуальным капиталом организации может служить представленный в [3] подход к формированию и развитию интеллектуального капитала вуза как организации, реализующей принципы экономического развития на основе интеллектуальных ресурсов. Он заключается в том, что формировать интеллектуальный капитал вуза необходимо, основываясь на процессном подходе, а обеспечение роста интеллектуального капитала требует стратегического подхода.

Инновации необходимы для развития организации. Современные компании обязаны рассматривать нововведения как центральный элемент стратегии, потому что от этого напрямую зависит их лидирующая позиция, их конкурентоспособность на рынке. Компании всегда нуждаются в появлении новых идей о продуктах и услугах. «Одной из важнейших задач становится повышение инновационности предприятий: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования имеющейся продукции, внедрять новые технологии производства и сбыта, усовершенствовать системы внутрифирменного управления и использовать новейшие маркетинговые стратегии» [1]. Применение управления знаниями будет способствовать координации совместной умственной деятельности сотрудников всех филиалов организации, невзирая на географическую разбросанность, чтобы генерировать новые идеи. Важным элементом подобного производства идей следует считать мозговой штурм, применение которого дает хорошие результаты.

Именно благодаря такому подходу к развитию производства и соответствующему стилю управления на предприятии создается инновационный климат, систематически и целенаправленно обновляется продукция, инициируется наиболее полное использование знаний и переход к самым совершенным технологиям и методам работы.

Таким образом, интерес бизнес-сообщества к нематериальным активам свидетельствует о трансформации подходов к составу и формам имущества хозяйствующих субъектов в направлении их дематериализации. Нематериальные активы хорошо организованного бизнеса с течением времени имеют тенденцию к постоянному росту, отражают упорядоченность предприятия как экономической системы, позволяют генерировать доходы, обеспечивают хозяйствующему субъекту устойчивое конкурентное преимущество.

Литература

1. Колосова Т.В. Совершенствование процесса управления экономическими системами предприятий на основе формирования портфеля нематериальных активов // Креативная экономика. – 2009. – №5(29). – С.119-124.

2. Румянцева З.П. О подходах к пониманию сущности стратегии и стратегического менеджмента // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2013. – №8. – С.152-157.

3. Сундукова Г.М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №17. – С.165-168.

 


 





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.