Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



[41]

Аннотация. В статье рассматривается процесс влияния глобализации на состояние национальной безопасности России. Исследуются факторы влияния на международную безопасность. Зависимость территориальной целостности и суверенитета от способности противостоять трансграничным и транснациональным угрозам.

Ключевые слова. Угрозы безопасности, национальные интересы, глобализация, национальная безопасность, трансграничные угрозы.

Трансформационные процессы, проходящие в современном мире, охватывают все больше сфер социальной действительности. В экономической сфере выражением мировой трансформации стала глобализация – по сути, становление мировой экономической системы. Процессы глобализации влекут изменения в политической, военной, культурной и других сферах жизни общества.

Возрастающая в современном мире транспарентность государственных границ, обусловленная глобализацией, порождает новую группу угроз национальной безопасности России, которые можно обозначить как трансграничные угрозы. Наиболее опасный характер среди них несут угрозы военно-политического характера [4].

Мировая трансформация влияет на обеспечение реализации национальных интересов. В XXI веке государства вынуждены все более считаться, с одной стороны, с международными официальными и неофициальными, неправительственными организациями и институтами, с другой – с интересами собственных регионов. Происходит, по мнению некоторых политологов, «размывание» государственного суверенитета, отход от тех принципов, которые были зафиксированы Вестфальским миром в середине XVII века.

По мере развития глобального либерализма на Западе в настоящее время корректируется содержание национальных интересов. На осмысление роли национальных интересов в современном мире влияет рост межнациональных и транснациональных связей в следующих аспектах:

1) в политике и управлении это выражается в усилении роли международных организаций, соглашений о современных коммуникациях;

2) в экономической сфере, отмечается увеличение доли транснациональных корпораций (ТНК) в производстве, а в сфере финансов – возрастает объем и скорость движения финансовых средств;

3) наблюдается становление, развитие и все большее усиление влияния международных неправительственных организаций и неформальных объединений.

Распространение власти от государства к негосударственным субъектам выступает самой яркой характеристикой ближайшего будущего наряду с переходом к бесструктурной иерархии старых держав и поднимающихся государств, по мнению авторов Доклада Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса» [2, c.27].

 


Политическое противостояние в трансформирующемся мире будет только обостряться, что обусловлено нарастающей необходимостью перераспределения экономических, информационных и других ресурсов [1, c.51].

Политическая борьба в настоящее время охватывает весь мир, проходит с участием новых игроков и применением обновленных средств достижения поставленных целей. Но сами цели политического взаимодействия в мире не изменились. Политическое соперничество в обстановке мировой трансформации ведется за распределение богатства и власти.

Как отмечает зарубежный политолог Стэнли Хоффман, «основным конфликтом десятилетия [начала XXI века – А.А.] стало столкновение между дезинтеграцией государств (и всей системы государств) и растущей экономической, культурной и политической интеграцией, то есть глобализацией» [7, c.77].

Меняется содержание понятия «мощь государства». При сохранении значительной роли военно-силового компонента на первый план все больше выдвигаются экономические, финансовые, интеллектуальные, информационные ресурсы влияния на союзников и противников, защиты от угроз национальной безопасности.

Угрозы, возникшие в XX в., не только сохранились в новом столетии, но приобрели еще более опасный характер. К ним добавились новые – международный терроризм, увеличение числа и рост интенсивности межэтнических конфликтов, возникновение новых типов войн, напоминающих партизанские, но значительно более разрушительных; наконец, растущая виртуализация среды обитания человека. Вызывает тревогу и низкий уровень управляемости существующей мировой системой, а главное – качество этого управления [5, c.139-149].

Как отмечает зарубежный политолог Нанн С., международная безопасность в XXI веке подвержена влиянию трех факторов: неравенство между развитыми и развивающимися странами; по всей планете продолжают тлеть очаги конфликтов; ядерное, биологическое и химическое оружие, а также необходимые для их создания материалы и «ноу-хау» все более доступны для негосударственных структур. Заметим, что такая ситуация мало приспособлена к предотвращению и урегулированию глобальных проблем безопасности в одностороннем порядке.

Не только глобализация воздействует на общество и государство, но и связанное с ней распространение достижений научно-технической революции, формирование элементов информационного общества. В условиях информационного общества границы государства становятся технологически проницаемыми. Появляется возможность использования информационно-коммуникационных технологий в целях экстерриториального проникновения вплоть до вмешательства во внутренние дела других государств. Развитие современных технологий и их распространение воздействуют на государственный суверенитет. Наибольшую опасность представляет использование современных технологий в военных и политических целях. При этом все больший доступ к передовым технологиям получают организации, деятельность которых несёт трансграничные угрозы Российской Федерации.

Государственному суверенитету в современных условиях бросают вызов трансграничные угрозы, которые будучи внутренними по форме проявления, являются внешними по своей сути.

Зарубежный исследователь Этциони А. в своем труде «От империи к сообществу» справедливо относит к трансграничным угрозам организованную международную преступность и самый страшный ее вид – терроризм, а также деградацию окружающей среды, глобальные эпидемии и др. Он пытается доказать, что государственный суверенитет не ограждает население национальных государств от транснациональных опасностей [8, c.23].

Эти положения полностью применимы к современной России.

Угрозы национальной безопасности, иначе говоря, угрозы реализации национальных интересов России, во многом имеют трансграничный характер. Наиболее явными трансграничными угрозами выступают угрозы военно-политического характера.

К трансграничным угрозам следует отнести следующие.

– Деятельность на территории России структур, связанных с международным террористическим сообществом. К ним относятся организации, осуществляющие подготовку на территории других государств вооружённых формирований для вооруженных нападений на территории России и её союзников.

– Деятельность поддерживающихся из-за рубежа сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на создание угрозы территориальной целостности России, жизни, здоровью и свободе ее граждан.

– Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации. Особо необходимо отметить опасность, исходящую от наркобизнеса, транспортирующего наркотиков на территорию России, или использующего её территорию в качестве транзитной для транспортировки наркотиков в другие страны.

– Качественно новое значение в современных условиях развития средств связи и распространения информации приобретает угроза, связанная с ведением враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий.

Трудности противодействия трансграничным угрозам связаны с неопределенной, трансформирующейся конфигурацией современного мира, что позволяет субъектам, от которых исходят угрозы такого характера тщательно скрываться. При этом организаторы этих угроз, контролируя трансграничную преступность и располагая значительными финансовыми возможностями, обеспечивают высокий уровень специальной подготовки исполнителей терактов и других противозаконных деяний.

Современные международные террористические силы имеют тенденцию к нарастанию, увеличению масштабности. Формируются массовые террористические организации международного характера, представляющие собой сетевые структуры. Уничтожение одной ячейки такой сетевой террористической организации практически не скажется на других подобных ячейках, действующих автономно, лишь общее направление преступной деятельности задаётся общим органом управления террористической сети.

Объекты атаки выбираются с расчетом вызвать наибольший эффект устрашения общества, посеять панику, хаос. Тактика террористов становится все более продуманной и изощренной, в нападениях участвуют хорошо вооруженные группы террористов, каждая из которых действует против своего объекта (или объектов) нападения. Их действия становятся все более согласованными, что достигается при помощи использования современных средств связи. Террористы стремятся причинить наибольшие физические и моральные страдания своим жертвам, максимально увеличить их количество, при этом все чаще самих террористов отличает пренебрежение и своей жизнью и даже стремление покончить с ней.

Примерами могут служить террористические акты начала XXI века, совершенные в России: в 2002 году Норд–Ост, в 2004 году Беслан; в Ираке после введения войск США с 2003 года; в Великобритании, Испании, Индонезии и других государствах.

Помимо международных террористических организаций национальным интересам России угрожает деятельность сообществ занимающихся другими видами преступной деятельности, использующих возрастающую прозрачность межгосударственных барьеров для придания своей нелегальной деятельности международный характер. В международном праве такие организации определяются как транснациональные преступные организации.

Транснациональные преступные организации различаются по форме и размерам, квалификации и специализации. Они действуют в различных регионах и на рынках разных товаров и используют самую разнообразную тактику и механизмы, обходя ограничения и скрываясь от правоохранительных органов.

В начале XXI века при упрощении способов перемещения людей из одной страны в другую, вследствие унификации стандартов во многих областях жизни, проблема борьбы с международным наркотрафиком встала крайне остро. Вышеперечисленные явления заключают в себе более широкие возможности для организованной преступности. Прозрачность границ между рядом государств позволяет тайно провозить наркотики. В современных условиях незаконный наркотрафик осуществляется и между странами и регмонами, достаточно удаленными друг от друга.

По оценкам экспертов ООН, число людей, употребляющих наркотики, в настоящее время достигает 200 млн человек. Ежегодный незаконный оборот наркотиков составляет $600 млрд или около 8% мирового товарооборота, что значительно превышает доходы от продажи нефти в мировом масштабе. Такие данные представлены Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) в сборнике докладов МККН – «Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы» [3, c.36]. Отметим, что в конце XX века считалось, что количество наркоманов в мире 50 миллионов человек и ежегодные доходы наркодельцов составляли около 500 млрд. долларов.

Международные преступные организации, занимающиеся наркоторговлей, имеют разветвленную сеть поставщиков, подставных компаний и предприятий, которые прикрывают контрабанду наркотиков и отмывание преступных доходов. За последнее десятилетие наркоторговля претерпела большие изменения, включив в свои ряды намного больше субъектов, чем раньше, а также повсеместно расширив рынок синтетических наркотиков. Преступные организации, ранее занимавшиеся в основном традиционной контрабандой, рэкетом и мошенничествами, все больше внимание стали уделять международной торговле наркотиками.

Используя в своей деятельности выгоды открытых границ и современных технологий, транснациональные преступные наркооорганизации отличаются изощренностью и высокой степенью мобильности. Они приспосабливаются к изменениям законодательной базы, отыскивая новые способы контрабанды наркотиков, разрабатывая новые маршруты наркотрафика. Торговля наркотиками пробрела глобальный характер и выступает в качестве самого доходного вида преступной деятельности.

Другим столь же выгодным для преступников видом деятельности является торговля людьми. Во всём мире ежегодно от 700 000 до 4000000 мужчин, женщин и детей покупаются, продаются, перевозятся и удерживаются против их воли в условиях, подобных рабству. Торговля людьми, по оценкам экспертов, считается третьей по доходности сферой деятельности организованной преступности, особенно в части её транснациональной составляющей, наряду с торговлей оружием и наркотиками. Есть основания полагать, что доходы от продажи людей вносят свою лепту в финансовое обеспечение международной террористической деятельности.

Значительное распространение среди транснациональных преступлений получает контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

В 2006 ежегодном докладе Института международных исследований, базирующегося в Женеве, указывается что, международный рынок стрелкового оружия оценивается в $4 млрд., причем четверть его оборота считается нелегальной.

Интенсивность вооружения уголовных элементов на фоне усиления их криминальной активности, как показывает изучение практики деятельности органов МВД, дает основание прогнозировать дальнейший рост, как незаконного оборота оружия, так и совершения опасных вооруженных посягательств на жизнь и здоровье людей, корыстно-насильственных преступлений, террористических актов с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Неустойчивость внутриполитической обстановки во многих государствах, вооруженные конфликты на Северном Кавказе, в Афганистане, постоянный спрос на оружие в преступной среде поддерживают тенденции к увеличению его незаконного оборота, как в Российской Федерации, так и в других государствах и ускорению вхождения российских организованных преступных групп в международный бизнес по незаконному обороту оружия.

В начале третьего тысячелетия государство, государственный суверенитет испытывает негативное, подчас разрушительное воздействие. Трансграничные угрозы выступают новым существенным видом такого воздействия. Организации, от которых исходят трансграничные угрозы, как правило, не имеют прочной национальной основы, наиболее крупные из них, используя «уменьшение мира», ставшее результатом глобализации, стремятся соответственно придать своей деятельности глобальный характер. Еще большую угрозу такие организации будут представлять, если в их руки попадёт оружие массового поражения.

Социально-политическую сущность организации, от которых исходят трансграничные угрозы можно видеть в вытеснении, замещении, замене транснациональными, часто преступными структурами государства и его властных функций. В этом главным образом и заключена общественная опасность транснациональных организаций: она подрывает, разрушает основы государства.

В современных условиях государство не сможет эффективно противостоять трансграничным угрозам, масштаб которых будет только возрастать в условиях глобализирующегося мира. Характер противостояния государств трансграничным угрозам заключается в ответных действиях, причем не всегда эффективных. Не будет большим преувеличением утверждать, что инициатива в этом противостоянии в большей степени принадлежит организациям – носителям трансграничных угроз. Государству чтобы сохранить монополию на свои функции и свой суверенитет необходимо самому трансформироваться. Направления этой самотрансформации государства с учетом современных условий и необходимости ответа на вызовы трансграничных угроз национальным интересам нуждаются серьезном научном исследовании [6, c.159].

России уже приходится испытывать воздействие трансграничных угроз (международный терроризм и транснациональная преступность). Можно предположить, что от того насколько адекватным будет ответ России на трансграничные вызовы, во многом будет зависеть её территориальная целостность и государственный суверенитет.

Литература

1. Лопарёв А.В., Ибраимов А.А. Геополитические интересы России на Крымском полуострове // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2010. – №22. – С.51-60.

2. Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. – М.: «Европа», 2009.

3. Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы. – М.: Астрея центр, 2007.

4. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. Территория власти или власть территории (к вопросу о соотношении автократических и этнократических начал в истории российской государственности) // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №4. – С.289-294.

5. Омельченко Н.А., Яхшиян О.Ю. Размышления на актуальную тему, или к вопросу о месте и роли административной этики в системе государственной власти и управления // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2008. – №22. – Т.1.

6. Туровский А.А., Левчугова Н.А. Теоретико-методологическая основа стратегии власти // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2009. – №25.

7. Хоффман С. Как сделать мир более пригодным для жизни // Россия в глобальной политике. – 2003. – №1. – Т.1.

8. Этциони А. От Империи к Сообществу. – М.: «Ладомир», 2004.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.