Реферат – форма обучения студента, способствующая углубленному овладению отдельными вопросами учебной дисциплины, формированию навыков самостоятельной работы с учебной литературой, научными и методическими публикациями. Такая работа способствует выявлению творческих возможностей студента, показывает, насколько самостоятельно он способен овладеть знаниями, сделать правильные выводы на основе общения рекомендованной литературы и материалов педагогической практики.
Выбрав тему реферата, студент должен подобрать и внимательно изучить литературу. Перечень рекомендуемой литературы не является исчерпывающим. По согласованию с преподавателем студент вправе предложить свою тему реферата.
Реферат должен основываться на теоретических положениях, содержать необходимый фактический материал, примеры.
Объем реферата – 10-15 страниц машинописного текста или 15-20 страниц рукописного текста.
Работа оформляется следующим образом:
- на титульном листе указываются: наименование вуза, факультета, кафедры; тема реферата; фамилия, имя, отчество студента, курс и группа; фамилия, инициалы, ученая степень и ученое звание преподавателя, осуществляющего руководство данной работой, год и место выполнения реферата.
- на следующей странице излагается план реферата (введение, 2-3 параграфа, заключение, библиография, приложения). Эта и все последующие страницы должны иметь нумерацию и поля для замечаний рецензента. На титульном листе нумерация не проставляется.
- изложение материала начинается с введения, в котором следует указать цель работы, отметить важность и актуальность темы, степень разработанности проблемы.
- при цитировании научных работ и иных публикаций в ссылках указывается автор, название публикации, издательство, год и место издания (для статей – название журнала, год, номер), страницы.
- завершает работу заключение, в котором студент в краткой форме должен изложить свои выводы по анализу изученного материала.
- в конце реферата обязательно приводится список использованной литературы, который оформляется в соответствии со сносками.
СТРУКТУРА
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
СЕМИНАР № 1.
Тема: Теоретические основы психолого-педагогической коррекции.
10. Требования к профессиональной и личностной готовности психолога к осуществлению психолого-педагогической коррекции.
Рекомендуемая литература.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция., М., 2006.
5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, М., 2006.
6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1995.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
7. Характеристика направлений работы педагога-психолога.
8. Требования, предъявляемые к личности психолога.
9. Требования к составлению коррекционных программ.
10. Что такое «синдром сгорания» и как его предупредить?
11. Дать определения понятиям: «зона ближайшего развития», «психологический возраст», «индивидуальная норма», «ведущая деятельность». Как учитываются данные положения в психокоррекционной работе?
12. Подобрать приемы профилактики «синдрома сгорания», эмоционального напряжения у педагогов и психологов.
(Понятие «норма» и «отклонение» // Типичные виды деятельности в разные
возрастные периоды)
СЕМИНАР № 2.
Тема: Особенности индивидуальной и групповой формы психологической коррекции.
Цель: определение общего и различий между индивидуальной и групповой формы психокоррекции, закрепление знаний о динамике группового процесса
План.
6. Психологические особенности индивидуальной формы психокоррекции.
7. Характеристика групповой формы психологической коррекции.
8. Механизмы коррекционного воздействия в групповой и индивидуальной психокоррекции.
9. Принципы составления коррекционных программ.
10. Этапы психологической коррекции.
Рекомендуемая литература.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция., М., 2006. - с. 267-334
8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 2006.
9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1995.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
6. Какие факторы повышают эффективность коррекционной работы в группе?
7. Роль психолога в групповом процессе.
8. Составить сравнительную таблицу индивидуальной и групповой формы коррекции по следующим критериям:
§ Показания к применению;
§ Механизм коррекционного воздействия;
§ Инструмент коррекционного воздействия;
§ Изменения, происходящие с клиентами в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
9. Подготовить сообщение на тему: «История развития групповой формы коррекционной работы».
10. Дать определения понятиям «психологический анамнез», «психологический диагноз», «психологический прогноз».
СЕМИНАР № 3.
Тема: Арттерапия.
Цель: познакомиться с различными направлениями арттерапии, уточнить знания о показаниях к применению, об особенностях применения каждого направления в коррекционной работе с детьми.
План.
5. Цель и задачи арттерапии.
6. Виды арттерапии и их коррекционное значение.
7. Формы организации арттерапевтического занятия.
8. Особенности использования арттерапевтических методик в психокоррекционной работе с детьми.
Рекомендуемая литература.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция., М., 2006.
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 2006.
7. Практикум по арттерапии/ под ред. А.И. Копытина. – С-Пб., 2006.
8. Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании/ сост. Е.А. Медведева. – М., 2007, с.165-179.
10. Петрушин В. Музыкальная психотерапия. – М., 2007.
11. Рогов А.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2006.
12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
3. Подготовить сообщения на темы: «Особенности использования метода музыкотерапии»; «Особенности использования метода проективный рисунок»; «Куклотерапия»; «Танцевальная терапия как частный метод арттерапии»; «Возможность использования метода библиотерапии в коррекции различных отклонений».
4. Подготовить конспект по книге А.И. Копытина «Практикум по арт-терапии», М., 2007 об особенностях индивидуальной и групповой формы арттерапии.
СЕМИНАР № 4.
Тема: Игра как средство психолого-педагогической коррекции.
Цель: Выявить различия между направленной и ненаправленной игротерапией, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оборудованию игровой комнаты, с требованиями к подготовке игротерапевта.
План.
6. Цель и задачи метода игротерапии. Механизм коррекционного воздействия.
7. Общие показания к проведению игротерапии.
8. Виды игротерапии. Краткая характеристика каждого направления игротерапии.
9. Требования к оформлению и оборудованию игровой комнаты.
10. Особенности использования метода конгруэнтной коммуникации в процессе игротерапии.
Рекомендуемая литература.
8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1995.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2006.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М., 1995.
11. Практикум по игровой терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2006.
12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. – М., 1994.
13. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 2006.
14. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2006.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
8. Какие функции игры выделяют Лэндрет, Захаров?
9. Какие стадии выделяются в процессе игровой терапии?
10. Психологические установки игрового терапевта.
11. Цели игротерапии, центрированной на ребенке.
12. Сделать конспект по кн. А.И. Захарова «Предупреждение отклонений в поведении детей». – М., 1995. на тему «Игровая терапия поведения».
13. Конспект гл. 2 и гл. 5 из кн. Лэндрета Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. – М., 1994.
14. Из статьи Мухиной В.С. «Дети и куклы: Таинство их взаимодействия» выпишите перечень кукол, которые должны быть в игровой комнате.
СЕМИНАР № 5.
Тема: Сказка как средство психологической коррекции.
Цель: закрепление знаний о целях и задачах метода, видах сказок; особенностях психолого-педагогической коррекции средствами различных видов сказок.
План.
6. Восприятие сказки как вид детской деятельности.
7. Приемы работы со сказкой.
8. Взаимосвязь сказки и игры по ее сюжету.
9. Виды сказок.
10. Особенности психолого-педагогической коррекции средствами различных видов сказок.
Рекомендуемая литература.
6. Осипова А.А. Общая психокоррекция., М., 2006.
7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературных произведений.// Избр. Психол. труды, в 2-х т., т.1, М., 1986.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, СПб., 2006.
9. Мухина В. С. Дети и куклы: Таинство взаимодействия. // Народное образование, 1997, № 5.
10. Я работаю психологом/ под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2006.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
6. Принципы работы со сказкой.
7. Психологические особенности директивного и недирективного подхода к сказкотерапии.
8. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
9. Посетить группу детского сада любого возраста и расспросить детей о том, какие они знают сказки, какие персонажи им известны и какое отношение они вызывают у детей. Сделайте выводы о том, насколько мир волшебной сказки обжит и обыгран современными детьми.
10. В книге «Я работаю психологом» под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2006, описаны два подхода к сказкотерапии: директивный и недирективный. Сделайте реферат главы «Что такое сказкотерапия» и дайте анализ каждому из этих подходов.
СЕМИНАР № 6.
Тема: Особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Цель: закрепить знания об основных психологических новообразованиях дошкольного возраста; о направлениях работы психолога с дошкольниками; об основных отклонениях в психическом развитии детей дошкольного возраста и методах коррекционной работы.
План.
6. Основные психологические новообразования дошкольников.
7. Принципы развивающей работы психолога.
8. Особенности развивающей работы с детьми различного возраста
9. Характеристика основных трудностей развития детей дошкольного возраста: гиперактивности, агрессивности, нарушений эмоциональной сферы.
10. Методы психокоррекционной работы с дошкольниками.
Рекомендуемая литература.
8. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, М., 2006.
9. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.
10. Тихомирова Развитие интеллектуальных способностей школьников. – М., 2006.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб.,2007.
12. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1998.
14. Битянова Организация психологической работы в школе
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
7. Из книги Захарова А.И. «Как преодолеть страхи у детей» выписать направления и приемы коррекции страхов у дошкольников.
8. Из книги Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб.,2007 проанализировать основные направления коррекции агрессивности, тревожности, гиперактивности у детей дошкольного возраста.
9. Из книги Никитина Б. П. Развивающие игры выписать основные принципы развивающей работы.
10. Опираясь на работы Мониной Г.Б. и Лютовой Е.К. составить программу коррекционной работы с тревожным (агрессивным, гиперактивным) ребенком.
11. Сделать подборку развивающих игр для детей дошкольного возраста.
12. Подобрать методики диагностики страхов, тревожности в дошкольном возрасте, психологической готовности к школе.
СЕМИНАР № 7.
Тема: Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста.
Цель: закрепить знания об основных психологических новообразованиях младшего школьного возраста; о направлениях работы психолога с детьми младшего школьного возраста; об основных отклонениях в психическом развитии детей младшего школьного возраста и методах коррекционной работы.
План.
6. Основные новообразования возраста.
7. Проблема адаптации к обучению в школе. Причины школьной дезадаптации.
8. Причины и сущность социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте.
9. Программа коррекции социально-педагогической запущенности Р.В. Овчаровой.
10. Причины школьной тревожности. Методы и приемы психолого-педагогической коррекции.
Рекомендуемая литература.
12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2007.
13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 2006.
14. Божович Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. М., 1972.
15. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов. - Обнинск, 2006.
16. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М., 2006.
17. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М., 2006.
18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка диагностика и коррекция. - М., 2006.
19. Безруких М.М. Ефимова С. Ребенок идет в школу. – М., 2007.
20. Тревога и тревожность / сост. Астапов. – С-Пб., 2007.
21. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, М., 2006.
22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2006.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
6. В процессе анализа книги Безруких М.М. Ефимовой С. Ребенок идет в школу. – М., 2007 ответить на вопросы 1. этапы физиологической адаптации; 2. причины школьной дезадаптации и школьные факторы риска; 3. условия успешной адаптации.
7. Проанализировать причины и виды тревожности и ее отличия от страхов (Тревога и тревожность / сост. Астапов. – С-Пб., 2007)
8. Проанализировать программу коррекции социально-педагогической запущенности Р.В. Овчаровой (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2007).
9. Подобрать игры для развития памяти, внимания, восприятия и мышления школьников.
10. Отобрать методики диагностики школьной дезадаптации, школьной тревожности и страхов.
СЕМИНАР № 8.
Тема: Коррекционно-развивающая работа с подростками.
Цель: закрепить знания об основных психологических новообразованиях подросткового возраста; о направлениях работы психолога с детьми среднего школьного возраста; об основных отклонениях в психическом развитии детей подросткового возраста, методах коррекции акцентуаций характера, агрессивности у подростков.
План.
7. Основные новообразования подросткового возраста.
8. Характеристика акцентуаций по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
9. Особенности коррекционной работы с различными типами акцентуаций.
10. Основные отклонения в поведении в подростковом возрасте и их проявления.
11. Приемы коррекции агрессивности в подростковом возрасте.
12. Психологическая профилактика отклонений в поведении.
Рекомендуемая литература.
7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 2006.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2007.
9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2006.
10. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М., 2006.
11. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка диагностика и коррекция. М., 2006.
12. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, М., 2006.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
4. Отличия классификации акцентуаций личности А.Е. Личко от классификации К. Леонгарда.
5. В чем особенности агрессивного поведения подростков?
6. Каковы условия коррекции агрессивного поведения подростков?
СЕМИНАР № 9.
Тема: Коррекционно-развивающая работа со старшеклассниками.
Цель: закрепить знания об основных психологических новообразованиях старшего школьного возраста; о направлениях работы психолога с детьми старшего школьного возраста; об основных отклонениях в психическом развитии старшеклассников и методах коррекционной работы.
План.
4. Основные новообразования возраста.
5. Трудности развития в старшем школьном возрасте.
6. Особенности профориентационной работы со старшеклассниками.
Рекомендуемая литература.
1. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007.
2. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006.
3. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. – 1987. – Т. 8. - № 4.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
3. Подобрать методы диагностики аддиктивного, асоциального, девиантного поведения в юношеском возрасте.
4. Подготовить сообщения на темы: 1) Психолого-педагогическая профилактика наркомании;
2) Психолого-педагогическая профилактика аддиктивного и асоциального поведения в ранней юности.
3. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в раннем юношеском возрасте. Почему в этом возрасте так жадно ищут понимания, «подтверждения» со стороны