Тема: Особенности составления психокоррекционных программ.
Цель: Закрепление знания об особенностях составления психокоррекционных программ, о требованиях к разработке программ психологической помощи, знакомство с различными коррекционно-развивающими программами, анализ структуры программ, формирование умения разрабатывать структуру коррекционно-развивающей программы.
Материалы: результаты психологической диагностики, проведенной студентами в процессе прохождения педагогической практики, тексты коррекционно-развивающих программ, учебное пособие «Общая психокоррекция» А.А. Осиповой.
План занятия.
1. Анализ программ.
2. Алгоритм составления коррекционных программ.
3. Разработка основных пунктов программы на основании результатов диагностики, проводимой студентами в процессе прохождения педагогической практики.
4. Обсуждение разработанных студентами схем.
Ход занятия
1. Проанализировать программу психологической коррекции.
Выделить: - Цель;
- Задачи;
- Методы психологического воздействия;
- Форму организации занятий;
- Частоту и длительность встреч;
- Формы участия других лиц в процессе коррекционной программы.
2. По учебному пособию А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» гл. 1 проанализировать и сформулировать требования к разработке основных пунктов программы:
ü при постановке цели программы;
ü при определении содержания занятий;
ü при отборе методов психологического воздействия.
При разработке опираться на требования к составлению коррекционных программ, изложенных в учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» гл. 1.
Итог занятия
С какими трудностями вы столкнулись при разработке схемы коррекционно-развивающей программы?
Литература для подготовки к занятию
1. Осипова А.А. Общая психокоррекция., М., 2006.
2. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной, М., 2006.
3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию.
1. До начала занятия следует изучить литературу, в которой описаны принципы и требования к составлению психокоррекционных программ.
2. На занятие принести результаты психологической диагностики, проведенной студентами в процессе прохождения педагогической практики.
Практическое занятие № 2
Тема: Конгруэнтная коммуникация.
Цель: закрепить знания о неэффективных способах коммуникации взрослого и ребенка, научиться анализировать высказывания детей, развитие умения формулировать «Ты-высказывания» и анализировать высказывания взрослых по критерию эффективности-неэффективности.
План занятия.
1. Техника эмпатического принятия.
2. Типы неэффективных высказываний.
3. Техника использования Ты-высказываний и Я-высказываний.
Ход занятия
1. Актуализация знаний об использовании техник конгруэнтной коммуникации.
2. Выполнение практических заданий.
Задание 1. Восприятие чувств ребенка.
И н с т р у к ц и я. Дети коммуницируют взрослым значительно больше информации, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Ниже представлены некоторые типичные высказывания ребенка. Внимательно прочтите по очереди каждое из приведенных высказываний, стараясь как можно более точно воспринять чувства ребенка. Затем к каждому высказыванию запишите, какие, по-вашему мнению, чувства или чувство испытывает ребенок (одним или несколькими словами). Некоторые могут выражать различные чувства ребенка – запишите самые важные из них, по вашему мнению, нумеруя их по значимости.
Н а п р и м е р:
Ребенок говорит: «Я не знаю в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать ее решать?»
Ребенок чувствует:
а) чувствует себя глупым;
б) обескуражен;
в) испытывает желание бросить решение.
Задание 2. Определение эффективности коммуникативных актов родителей,
Адресованных ребенку.
И н с т р у к ц и я .1. Прочтите описание каждой из предложенных ситуаций коммуникации «ребенок - родитель». Оцените речевые высказывания родителей (сообщения) с точки зрения их эффективности. Пользуйтесь списком неэффективных высказываний.
2. Укажите свою оценку речевых сообщений родителя, адресуемых ребенку.
Список «неэффективных сообщений»:
· уничтожение, низведение, негативная характеристика личности ребенка;
· порицание, упреки, осуждение;
· сарказм, непрямое выражение порицания;
· приказание, готовое решение;
· выражение «вторичных чувств»;
· обзывание, приклеивание ярлыков;
· «удар ниже пояса».
Например: Десятилетний ребенок оставил без присмотра на полу детской комнаты, где играет малыш, раскрытый перочинный нож: «Как можно так глупо поступать! Малыш мог поранить себя!» - Осуждение, порицание.