Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эвакуация населения из опасных зон и районов



При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов (объектов), в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения. Она является важным способом защиты населения, проживающего вблизи опасных объектов.

В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная). Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения ЧС. Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В зависимости от характера развития чрезвычайной ситуации и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона поражения ограничена пределами крупного объекта, микрорайона , города, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города с численностью населения до десятков тысяч человек. Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающей территории одного или нескольких регионов, включающие крупные города.

В зависимости от охвата населения эвакуационными мероприятиями различают общую или частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей, учащихся школ и училищ. Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основным способом эвакуации является комбинированный. Он предполагает вывод населения пешим порядком с одновременным вывозом его части имеющимся в наличии транспортом. Размещение эвакуируемого населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости об обстановки.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью систем оповещения, местных телерадиостанций, громкоговорителей. Через средства массовой информации население инструктируется о правилах поведения на зараженной территории, применения средств индивидуальной защиты и меди­цинской профилактики.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации определяется целым рядом факторов: оперативным реагированием на ЧС, наличием профессионально подготовленных сил, их оснащенностью необходимыми средствами, условиями обстановки и организацией управления всеми действиями в чрезвычайной ситуации.

Эффективность реагирования на ЧС зависит от многих факторов. К наиболее важным из них можно отнести: информационное обеспечение органов управления ГОЧС всех уровней; наличие системы анализа обстановки и выработки управленческих решений; готовность к действиям аварийно-спасательных служб, наличие сил и средств для ликвидации ЧС и жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС.

Разведка в районах возникновения ЧС.Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает разведку в районах возникновения ЧС, спасательные и другие неотложные работы, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Разведка в зоне ЧС - это комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды и об обстановке в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения. Задачи разведки:

♦ осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды и своевременное обнаружение факта чрезвычайной ситуации;

♦ выявление масштабов и последствий ЧС;

♦ контроль обстановки в районах ЧС.

В зоне ЧС проводится общая разведка данных о создавшейся обстановке. Для выявления обстановки используются современные технические средства разведки, такие как дис­танционные средства зондирования, тепловизионная и телевизионная аппаратура, масс-спектографы и спектрометры.

Разведка может осуществляться с помощью наземных, воздушных и речных (морских) средств. Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и поставленных задач. Разведку ведут специально подготовленные разведывательные группы (звенья).

Радиационная и химическая разведка (РХ-разведка) проводится для своевременного получения данных о возможных поражениях населения и выявления радиационной и химической обстановки на местности с целью принятия обоснованного решения по проведению ликвидации последствий заражения. В задачу РХ-разведки входит обнаружение начала радиоактивного и химического заражения, обозначение районов заражения и определение характера заражения (степени опасности для лю­дей или функционирования объекта).

Аварийно-спасательные работы в ЧС- это работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в лечебные учреждения.

Аварийно-восстановительные работы - это первоочередные работы в зоне ЧС по креплению или обрушению грозящих обвалом зданий, ремонту и восстановлению объектов жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также работы по очистке и обеззараживанию территории.

Спасательные работы проводятся в целях розыска и извлечения людей из-под завалов, разрушенных зданий и сооружений, оказание им первой медицинской и первой врачебной помощи, в эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения. В случае заражения местности в ходе спасательных работ осуществляется санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений и техники.

Неотложные работы в зоне ЧС являются первоочередными, связанными со снижением степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих ликвидацию последствий ЧС. Они создают условия для успешного проведения спасательных работ (устройство проездов в завалах, локализация аварий на газовых, энергетических сетях и т.п.). Эти работы характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их ведение, а также большим напряжением сил всех участвующих в работах.

Ликвидацию ЧС организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного завершения. Для ее организованного проведения создается группировка сил и средств. Организуется она на базе людских, материальных и технических возможностей объектов (организаций), независимо от принадлежности и форм собственности. Формирования, входящие в группировку, заблаговременно укомплектовываются личным составом, оснащаются транспортом, специальной техникой, имуществом и приборами, обучаются по соответствующим программам.

Основными принципами, обеспечивающими успешное выполнение спасательных и других неотложных работ, являются: быстрота развертывания сил и средств; спасение пораженных людей в кратчайшие сроки; использование сил и средств на основных участках зон поражения, где могут находиться основные массы поражения; обеспечение непрерывности спасательных и неотложных работ.

Жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях - это комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации на ее маршрутах и в местах размещения эвакуируемых, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решать вопросы жизнеобеспече­ния необходимо оперативно, промедление даже на 20-30 ч может существенно повлиять на выживаемость людей в экстремальной обстановке. Отсюда следует, что мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавших должны осуществляться одновременно со спасательными работами и оказанием экстренной медицинской помощи.

Принципы жизнеобеспечения включают: социальную защищенность всех граждан в зоне бедствия; заблаговременную комплексную подготовку регионов и предприятий (организаций) к жизнеобеспечению населения в ЧС; надежность, непрерывность и гибкость управления; персональную ответственность за выполнение мероприятий; энергетическую достаточность норм жизнеобеспечения населения в зонах бедствия; постоянную готовность системы жизнеобеспечения на­селения к действиям в ЧС.

Система жизнеобеспечения организуется по территориально-производственному принципу и включает семь подсистем:

· всех видов снабжения населения;

· медицинского обеспечения;

· информационного обеспечения;

· социального обеспечения;

· психологической реабилитации;

· санитарной (специальной) обработки;

· охраны общественного порядка.

С целью жизнеобеспечения пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся следующие основные мероприятия: временное размещение населения, оставшегося без крова; обеспечение людей продуктами питания, водой и предметами первой необходимости; организация учета и распределения материальной помощи; расселение населения в безопасных районах; обеспечение населения медицинской помощью; проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. В ходе аварийно-спасательных работ в первую очередь осуществляется оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуация в лечебные учреждения.

Аварии, промышленные катастрофы и стихийные бедствия могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К ним относятся большое количество пострадавших с различными видами и степенью тяжести поражения, сложная санитарно-гигиеническая обстановка, нарушение психики у людей в зонах поражения, людские потери.

В этих условиях необходимо проведение в короткие сроки широкомасштабных мероприятий по медицинскому обеспечению пострадавшего населения. Зачастую ликвидировать медицинские последствия бедствий местными силами здравоохра­нения не удается. Например, в зоне землетрясения в Армении в 1988 году было извлечено из-под завалов более 32 тыс. человек, в госпитализации нуждалось 12,5 тыс. человек.

В нашей стране создана и успешно функционирует Всероссийская служба медицины катастроф. Это система органов, учреждений и формирований лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического профиля, находящаяся в ведении федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объединенных в рам­ках РСЧС. В стране функционирует 89 территориальных цен­тров медицины катастроф, 8 региональных, Всероссийский центр экстренной медицинской помощи и медицинские отряды специального назначения Минобороны. Органы местного самоуправления и объекты экономики создают свои медицинские формирования службы медицины катастроф.

Из мировой практики ликвидации ЧС известно, что, не получив необходимой помощи через один час после возникновения ЧС, умирает до 40% тяжело пораженных, через 3 часа - 60%, а через 6 часов - до 95%. Если спасатели начали работать в первые 3 часа после землетрясения, возможно спасение 90% оказавшихся под завалами людей, через 6 часов - лишь 50%, а через 10 часов спасать практически некого.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.