Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология государства



Типология Государств – их классификация, в основе которой лежит понятие типа Государства.

Тип Государства – это обобщенная характеристика свойств, признаков, наиболее общих черт, присущих конкретной группе Г-в, раскрывающая закономерности их организации и развития.

Типология необходима для понимания сущности г-ва, т.к. относя Г-ва к тому или иному тип, раскрывает их историческое многообразие, различающееся в устройстве, соц природе, показывает динамику развития, замену 1 типа – другим. И т.д.

В современной учебной дисциплине выделяются следущие подходы к типологии государств:

· Формационный

· Цивилизационный

· Политический режим как основа типологии Государств

1) Формационный (к.Маркс)

В основе лежит понятие общественно – политической формации, которое складывается из базиса и надстройки, где базис – это способ производства, и соответствующие ему производительные силы и общественные производственные отношения, а надстройка – Г и П.

Исходя из этого выделяют эксплутационные типы государтсв (рабовладельческий, феодальный, буржуазный) и социалистический.

Переход от 1 форме к другой связан со сменой отживших форм производственных отношений, а тип Г-ва как классовая организация, определяется тем, интересам какого класса оно служит.

Рабовладельческое эк основа – ч/с рабовладельцев на средства производства и рабов

Сущность =- политической орг власти класса рабовладельцев, которая защищала их, представляла их интересы, постоянно контролировала свободных людей.

Основные внутр ф-ии – создание и поддержание оптимальных условий для эксплуатации рабов и разорившихся свободных людей, охрана рабовладельческой ч/с, подавление соправтивление рабов и свободных людей и т.д.

Внешние ф-ии – оборона страны, завоевание и порабощение др земель и народов, гос аппарат по классовому принципу, Большую роль играли жрецы

Феодальное Г диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян, крестьяне в полурабской зависимости от помещиков

Буржуазное Г – диктатура буржуазиив котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства и вынужден продавать свою юридическую силу капиталисту. Данное государство проходит свои этапы развития (капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное)

Социалистическое Г– Общественная собственность на средства производства, имеет широкую социальную базу. Это антиэксплуатирующее государство – полугосударство, это исторически последний тип Г, которой постепенно отомрет, выполнив задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Плюсы:

Ø Научно объясняется возникновение и развитие типов государств

Ø Раскрывается, объясняется логика развития этих государств

Ø Разработан методолгический прием типологии государств

Ø Эк отн-я как основа общества позволяют увидеть сходства разных стран.

Минусы:

Ø Не учитывается многоуклонность экономики

Ø Изучаются исследуются только классы – антагонисты, ост соц слой выпадает из поля зрения

Ø Не учитывается духовно-культурная жизнь общества

Ø Не учитываются особенности некоторых восточных государств, где власть в экономической сфере проистекала из политической.

2) Цивилизационный подход (Арнольд Тойнби)

Главное отличие цивилизационного подхода от формационного в том, что понятие цивилизация в отличие от понятие формация, состоит в раскрытии сущности любой эпохи через человека, его форм д-ти (труд, полит, соц, религ) через господствующей в опред время идеологии каждого о характере общественной жизни, собственной д-ти и т.п. Причем сам человек стоит в центре изучаемого прошлого и настоящего как личность, а не как предмет какого то класса или сословия. Т.о. в этом подходе главным является не принадлежность Г-ва к какой –либо общесвтенно-экономической формации, а причастность к той или иной цивилизации, где главным являются не материальные ценности, а духоховные, культурные.

По мнению Тойнби вся история Человека состоит из истории отдельных замкнутых культурных цивилизаций, которые равноценны по своим ценностям, все процессы в каждой из них тождественны. Каждая цивилизация сохраняет свою устойчивость только благодаря Г и П. Однако специальную типологию Г и П он не разработал.

Цивилизация – замкнутое и локальное стостояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др признаков. Цивилизации:

1) Древние (др Римские, Греческие, Восточные)

2) Средневековые (Западно-евр, Вост-европ, Азиатские

3) Современные (Развивающиеся, Развитые (социальные, правовые Г)

Тойнби выделил 21 цивилизацию(Египетскую, китайскую, православную, дальневост, арабскую, иранскую, сирийскую мексиканскую…) Венгеров (первичные и вторичные)

На основе этих воззрений, американский ученый Сэ́мюэл Ха́нтингтон соотнес цивилизации с Г-ми:

· Государсвта, которые полностью идентифицируют себя с определенной цивилизацией (Египет – египесткая, Италия – зап. И т.д.)

· Сердцевинные (?) Государства, которые считают себя главным источником культуры данной цивилизаци (Россия – православие)

· Одинокие Г, т.е. отсутствует Общность с др общ-ми (Эфиопия, Япония)

· Надтреснутые Г-ва, т.е. население относит себя к разным цивилизациям ( Канада)

· Расколотые – преобладает 1 цивилизация, но лидеры Г-ва хотят её изменить (Мексика, Турция).

По мнению Американского ученого Уолта Ростоу асе обществапо экономическому развитию можно отнести к 1 из стадий:

1) Традиционное– т.е. преобладает с/х, наука и техника не развиты.

2) Переходное– закладываются основы промышленности, общество переживает процесс сдвига, НТР в промышленности и с/х

3) Созревающее общество– устойчиво развивается и промышленность и с/х, выпуск продукции превышает рост населения

4) Общество достигшее высокого уровнянар потребления – т.е. производство предметов потребления длительного пользования и услуг, т.е. Г-во всеобщего благоденствия ( США)

Плюсы: -Изучаются не только материальные, экономические процессы, но и духовные, социальные, культурные

Ø Конкретная эпоха изучается более подробно

Ø Человек рассматривается как творческая личность, а не как представитель класса или сословия

Ø Проявляется не только противостояние групп, классов но и их взаимодействие

Ø Г-во это не только инструмент политической власти, но и орг объед людей, удовлетв. Соц, эк, духовные и иные потребности и др.

Минусы:-Само понятие «Цивилизация» как основание классификации недостаточно определено, нет родовых признаков цивилизации

Ø Нет юр перехода к государству, предметом классификации выступает Общество

Ø По тойнби все цивилизации проходят 5 стадий – последняя гибель.

В нстоящее время, чтобы понять сущность Г, чаще всего говорят о сочетании этих подходов, в каком-либо из них есть позитивные моменты, они дополняют друг друга, позволяя более глубоко и предметно понять что есть Г-во, противопоставлять их нет смысла.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.