Основная специфика заключается в том, что все изучаемые в ней психические процессы, которые участвуют в познании, рассматриваются как процесс обработки информации, которая описывается в виде моделей обработки информации. Эти модели устроены следующим образом:
1)они состоят из так называемых блоков, с помощью которых когнитивные психологи указывают на важнейшие с их точки зрения этапы обработки информации;
2)все эти блоки соединяются стрелками, которые выполняют в модели 2 основные функции:
а)с их помощью указываются пути прохождения информации от одного этапа к другому;
б)они обозначают определённые процессы, участвующие в обработке информации.
Примером такого подхода является модель управления движениями человека Бернштейна.
Когнитивная психология возникла в Англии и США в 50-е гг.
1. Основа – бихевиоризм, гештальт. Принимают все законы перцептивной организации.
2. Внепсихологический корень – теория связи, информатика, кибернетика.
3. Компьютерная метафора психических процессов.
Всю систему обработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой. Каждый блок выполняет строго опредленную функцию. Процесс обработки информации происходит поэтапно.
Сравнение воспринятой цифры с каждой из запомненных
Принятие решения
Сообщение ответа
Цифра да, нет
Стернберг сравнивал обработку информации с тем, как компьютеры производят сканирование. Важно время на вынесение суждения.
4. Не принимают метод наивного самонаблюдения. Утверждают активность субъекта в умственной деятельности.
Начиная с 70-х гг в когнитивной психологии рос интерес к познанию в условиях реальной жизни, теориям познания и нервным механизмам, лежащим в основе познания.
5. Поведение опосредованно когнитивными (познавательными) факторами.
Память сравнивается с библиотекой (Бродбент), мастерской (Клацки), хранилищем (Аткинсон). Главная аналогия – процесс переработки информации в памяти по Найссеру.
3. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
I. Память и другие психические процессы:
1. Память и мотивация. См. вопрос 13-А.
2. Память и эмоции.Травмирующий эмоциональный фактор (стрессор) влияет на память. Жане: Ирен была настолько потрясена смертью матери, что в течение долгого времени не могла вспомнить это событие и отказывалась признать, что ее матери нет в живых. НО: адаптивно было бы запоминать негативный опыт; негативную информацию нужно максимально переработать, понять источник отрицательных эмоций, чтобы в будущем адекватно среагировать в подобной ситуации. Блонский также считал, что отрицательные соо бытия запоминаются лучше положительных. Конгруэнтность настроения: в состоянии грусти нам легче вспомнить печальные события, а в приподнятом настроении – радостные.
3. Память и восприятие.Двойственная природа перцептивного образа: предметное значение (чтобы опознать, что за предмет мы видим, надо обратиться к памяти. Пример, видим стул и знаем, что это стул, т.к. в памяти есть образ абстрактного стула и его признаки) и чувственная ткань. Память обеспечивает непрерывность восприятия. Пример, сенсорная память – когда мигаем, КП – для мыслительных задач.
4. Память и мышление.Выготский:ранний возраст: мышление тесно связано с памятью (синкрет). Пр.: понятие у ребенка основано на воспоминании: «это такое скользкое, что давят ногой». Подростковый возраст: вспоминать – значит мыслить. Т.е., для маленького ребенка мыслить = вспоминать, для подростка вспоминать = мыслить. Блонский: на высших ступенях развития уже непонятно где память, а где мышление. Даже слова «вспомнил» и «подумал» часто употребляются как синонимы.
5. Память и речь.Жане: социальная природа памяти. Сложная социальная память (память-рассказ, по Жане) – производное речи. Значит: у маленьких детей еще нет памяти (они еще не включены в процесс речевого общения), иногда уже нет памяти у стариков. У животных памяти-рассказа нет вообще. Это все – амнемозия (отсутствие памяти вследствие отсутствия речи).
6. Память и воображение.Есть два вида воображения:
a.продуктивное (творческое) – представляем то, чего нет. Пользуемся памятью, как источником культурных шаблонов или своего личного опыта.
b.Репродуктивное – пользуемся следом памяти для удержания образа. Пример, мысленное вращение фигуры.
7. Память и внимание.См. № 1-А.
Память и движение.
a.Научение как одна из форм памяти. Бернштейн говорил, что навык – это повторение без повторения. Умения и навыки, приобретенные прижизненно и хранящиеся в памяти, - проявления памяти в форме движения.
b.Сценарий – один из видов схем, описывает последовательность действий. Пример, сценарий возвращения домой, сценарий поведения в ресторане.
II. Память и сознание. Блонский: уровневая классификация видов памяти (см. вопрос 11-А). Каждый вид (вернее уровень развития) памяти имеет свою степень осознанности:
моторная память – сознания нет совсем (все упроченные двигательные навыки становятся неосознаваемыми автоматизмами, и наоборот осознание навыка может привести к дезорганизации поведения: синдром сороконожки);
аффективная память – сознания мало;
образная память – сознания много;
вербально-логическая память – здесь память = мышление = сознание. Т.о., Блонский считает, что истинная память – образная, т.к. она характеризуется высокой степенью осознанности, но не настолько высокой, чтобы сливаться с мышлением.
III. Память и личность. Подходы:
1. Бергсон. На основе своей классификации видов памяти (память тела и память духа) создал типологию личности: гармоничная личность, мечтатель, импульсивный зомби (подробнее см. вопрос 1-Б).
2. Жане. В ситуации той или иной патологии может происходить расщепление личности. У каждой из этих «личностей» своя память: во время припадка (шизофрении или сомнабулизма) личность-2 совершает определенные действия (напр., прячет деньги в какое-то место), после выхода из припадка, личность-1 (в сознании) не помнит ничего, что она (имеется ввиду личность-2) делала в припадке. Однако, в следующий раз, в припадке личность-2 совершает начатое в прошлом припадке (перепрятывает деньги).
3. Автобиографическая память. АП – личностная память. АП занимает промежуточное место между семантической (создание словесно оформленной истории жизни) и эпизодической (представление прошлого в виде ярких эпизодов) памятью. Функции АП:
1) Интерсубъективные (жизнь человека как члена общества). Пр.: Достижение социальной солидарности, передача опыта др. поколению, предсказание поведение др. людей по аналогии со своей жизнью.
2) Интрасубъектные (саморегуляция личности). Пр.: управление настроением (когда грустно, можно вспомнить радостное событие и повеселеть).
3) Экзистенциальные (необходимы для понимания своей индивидуальности). Пр.: функция самопознания, определения смыла жизни, финальной интеграции жизни («вся жизнь пролетела перед глазами»).
В целом, память есть один из организаторов личности, с помощью памяти личность формируется и функционирует. Рубинштейн: третья функция памяти – память является условием единства личного сознания и тождества личности. Джемс: личные привычки как содержание памяти также оказывают влияние на личность.
4. Подходы к изучению памяти. Метафоры памяти.
Подходы:
Объектно-ориентированный (ОО): исследователя интересует зависимость организации памяти от вида и структуры запоминаемого материала.
Субъектно-ориентированный (СО): внимание исследователя акцентировано на субъективных факторах – мотивы, эмоции и пр.
1) Ассоцианизм. ОО Память – механически складывающийся продукт ассоциации. Ассоциация – предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству или контрасту. Эббингауз изучал формирование ассоциаций, их фиксацию и разрушение. Были разработаны классические количественные методы исследования памяти.
2) Бихевиоризм. Исследовали навык. Торндайк, Толмен. Память - приобретение различных двигательных и речевых навыков. Центральная проблема – заучивание наизусть. Влияние на успешность заучивания повторений, объема и характера материала, установок и мотивов субъекта.
3) Гештальт-психология. ОО Келер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Память как результат организации восприятия. Припоминание элемента гештальта → припоминание всего гештальта.
4) Бергсон.Память тела (знания, привычки, умения), память духа (собственно воспоминания), работают совместно.
5) Конструктивный подход. Бартлетт СО Память как конструктивный процесс. Память организована в виде схемы. Основания организации: по интересам
Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которая должна действовать при любом адаптивном ответе организма.
6) Когнитивная психология. Комплексный подход: учитывают объективные (стимульные факторы, контекст, инструкция) и субъективные (мотивация, эмоции, прошлый опыт, культурные и индивидуальные особенности) факторы. Компьютерная метафора психических процессов человека. Поэтапность процесса переработки информации.
7) Подход уровней переработки информации. Запоминание – побочный продукт переработки информации. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.
8) Деятельностный подход. Зависимость памяти от мотивации. Понятие мнемической направленности (Смирнов?): задачи и/или установки запоминания на полноту, прочность, точность, последовательность, своевременность.
9) Социокультурный подход. Жане, Выготский. Память – акт социального поведения в условиях отсутствия субъектов или объектов социального взаимодействия. Жане: амнемозия – отсутствие памяти у детей (недостаточный словарный запас) и стариков (выпали из ситуации соц.взаимодействия). Выготский: память как ВПФ.
МЕТАФОРЫ ПАМЯТИ
Сократ: память – восковая дощечка, на ней отпечатываются ощущения и мысли. Но дощечка не бесконечна и не идеальна: изображенное на ней может затереться, для чего-то может не хватить места – это забывание. Иногда отпечаток может быть неаккуратным → возникают ложные мнения. От качества воска тоже зависит многое: хорошая память будет или нет, будут ли знания человека чистыми и глубокими или нет.
Августин: дворцы памяти, где собраны бесчисленные образы всего того, что было воспринято. В кладовых хранятся ощущения разных модальностей, на всякий случай: вдруг понадобится. Воспоминания приходят в виде образов: когда вспоминаем о солнце, возникает его образ, значит солнце есть в памяти, ведь мы вспоминаем солнце, а не образ солнца. Забывчивость – невозможность найти что-либо в бесконечных кладовых памяти в силу того, что это не может быть узнано, т.к. образ его исчез.
Фрейд: метафора «вечного блокнота». Объединяет достоинства грифельной доски и бумаги: длительность хранения информации и неограниченно долго готовая к восприятию поверхность.
5. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
Определение памяти.
Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).(запоминание содержания)
Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.
I. ЗАПОМИНАНИЕ
Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение – несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение – формирование индивидуального опыта у животных.
II. СОХРАНЕНИЕ.
Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс – забывание.
Забывание – угасание следов памяти.
Забывание:
▫ стирание (интерференция)
▫ реконструкция (связано с мотивацией)
▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.
Норман.
III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ.
Процессы:
ü Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.
ü Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.
ü Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)
ü Узнавание.
Это – явная работа памяти; но есть еще и неявная:
1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.
2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.
3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).
4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.
2. Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):
1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.
2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.
3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.
3. Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).
Как можно оценивать память человека.
Прочность, длительность хранения информации.
Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
Легкость восстановления.
Своевременность и уместность восстановления.
4. Основные виды связей памяти:
§ ассоциативные связи
§ структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
§ семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.
§ Идиосинкразические связи (индивидуальные). (аффективные –эмоции)
6. Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.
1. Явления памяти:
Основные явления (содержания) памяти:
Привычки. Джемс,
а). Простые привычки (держать руки в карманах),
б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др.
в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей.
Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.
Навыки и умения.
Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.
Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.
Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.
Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.
Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).