Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Патология и аномалии памяти



I. Аномалии памяти.

1) Феномен «уже пережитого» («виденного», «слышанного» и т.д.). Ложное узнавание

2) Феномен «никогда не виденного»

3) Ложные воспоминания (конфабуляции)

4) Криптомнезии: «ложный плагиат».

II. Амнезии – любая потеря памяти по своему масштабу и степени значительно превосходящее обычное забывание.

1. Органические:

▫ Ретроградная

▫ Антероградная

▫ Антеро-ретроградная

2. Функциональные:

§ Защитные (истерические). См. Жане.

§ Эпилептические

§ Постгипнотические

§ Посталкагольные

§ Инфантильные

III. Гипермнезии – аномалия или расстройство памяти, заключающееся в избыточном (далеко выходящим за пределы нормального и необходимого) запоминании и восстановлении материала (напр., гипермнезия встречается у пациентов с начальной стадией патологического процесса в области гипоталамуса). Надо отличать от феноменальной памяти.

Более подробно о патологии памяти – см. вопрос 2-Б.

Феноменальная память.

Мнемонисты – люди, способные феноменально управлять своей памятью, запоминать колоссальный по объему и сложности материал, с помощью врожденных способностей и/или применения мнемических приемов (мнемоники).

Результаты исследования мнемониста В.П.

а) Кратковременная память. Объем: 17 знаков. Эксперимент Петерсон (надо удерживать в памяти 3 согласные, одновременно ведя обратный счет тройками): забывания не отмечалось, т.к. В.П. знал очень много языков и три буквы становились для него системой. Задача Стернберга: при увеличении материала время реакции не увеличивалось.

б) Долговременная память. Методика Бартлетта (пересказ рассказа «Война духов» - 6 недель, 48 чисел - 2 недели): очень хорошо!

С.В. Шерешевский (исследование А.Р. Лурия). Количественные особенности памяти Ш.: огромное количество (до 100 и больше слов и чисел). Качественные особенности: не важно, слова, числа, знаки, осмысленные и бессмысленные слоги и т.д. Особенности: 1) «Считывание» информации с листа или доски по памяти. 2) Синестезии. Синестезия - явление, при котором раздражитель одной модальности вызывает образ другой. Ш. при запоминании пользовался методом мест (напр., Тверская ул.). Это контролировалось, но синестезии (пятна, клубы дыма, брызги) появлялись бесконтрольно при появлении шума. Другой метод - эйдотехника. Негативные последствия «божьего дара» Ш.: 1) Плохое запоминание лиц. 2) Плохое понимание художественных текстов. Чтобы забыть, Ш. «уничтожает» материал в своей памяти.

 

7. Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни, типы памяти.

I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):

1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).

2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).

3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).

II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания. Классификация П.П. Блонского (подробнее см. вопрос 11-А).

Память Материал Восстанавливается
Моторная Движения Моторные навыки
Аффективная Чувства, эмоции Эмоции
Образная Перцепты Образы
Словесно - логическая Понятия, значения Идеи и мысли

III. Классификация когнитивной психологии (подробнее см. вопрос 16-А).

 
 

 


внимание    
КП
ДП
СР
повторение

(селекция)
Вход

               
   
 
     

 


забывание забывание

Сенсорные регистры (СР). Зрительная модальность – иконическая память (время хранения – 0,5 сек). Слуховая модальность – эхоическая память (2 сек). Подробнее см. вопрос 10-Б.

Кратковременная память (КП). Питерсоны: 20 сек. Подробнее см. вопрос 11-Б.

Долговременная память (ДП). Время хранения не ограничено. Подробнее см. вопрос 12-Б.

Вход: переработка очень грубая. Внимание: селекция («читать только слова, окрашенные в красный цвет»). Повторение: чем больше повторяем, тем лучше.

ДП:

· Декларативная – знание что делать; память на факты

· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.

Декларативная память (по Тульвингу):

o Эпизодическая(память на события, которые были пережиты лично)

o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)

Долговременная память
Эксплицитная Имплицитная
Осознанная Неосознанная
Прямо доступная Косвенно доступная
Зависит от факторов возраста, амнезии, интерференции и т.д. Не зависит от факторов возраста, амнезии, интерференции и т.д.

 

8. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследования.

Объектно-ориентированный подход, акцент исследований смещен на влияние материала, среды и инструкции на процесс запоминания и воспроизведения.

Эббингауз, отталкиваясь от работ Фехнера, попытался в 1885 распространить объективный экспериментальный метод на исследование памяти.

Память – способность к формированию ассоциаций.Память – механически складывающийся продукт ассоциации.

Воспоминание – психическое содержание, возрождающееся как представление, сопровождающееся сознанием того, что оно некогда уже переживалось.

Воспроизведение – процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений.

Ассоциация – предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству или контрасту.

Изучали:

1. возникновение ассоциаций вследствие одновременного существования их членов в душе и повторений их (узнавание и заучивание)

2. сохранение и исчезновение ассоциаций (запоминание и забвение)

3. процесс воспроизведения

 

Были разработаны классические количественные методы исследования памяти.

Метод заучивания. Этот метод был предложен Германом Эббингаузом (1885). Флорес: метод последовательных воспроизведений.

Цель – добиться полного усвоения материала испытуемым.

Критерий усвоение – первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте – два безошибочных воспроизведения).

Методика:

1. Материал предъявляется в определенном темпе.

2. Испытуемый воспроизводит материал (в том же самом порядке, как он предъявлялся).

3. Материал предъявляется еще раз.

4. Испытуемый воспроизводит материал.

По полученным данным можно построить кривую научения: ось абсцисс – число проб; ось ординат – число правильных элементов в каждой пробе.

Метод антиципации. Был предложен Эббингаузом (1902). Антиципация – предвидение. Методика: пачки стимулов (a – b – c – d); испытуемый должен вспомнить все стимулы, соблюдая их порядок. Если испытуемый допускает ошибку, экспериментатор поправляет его, если испытуемый не помнит какой-то элемент, экспериментатор «подсказывает» его ему. И т.д. до первого безошибочного воспроизведения. Что получают:

ü Общее время заучивания

ü Число проб, необходимых для достижения критерия усвоения

ü Число ответов, правильно предвиденных в каждой пробе

ü Число ошибок в каждой пробе

Метод парных ассоциаций. Этот метод был предложен Калкинс (1894). Методика: даются пары, в которых первой частью пары является стимул, второй – ответ. Испытуемый должен запомнить пары таким образом, чтобы при предъявлении первой части пары, он в ответ называл вторую.

Эту методику можно использовать в сочетании с методом антиципации: при этом дается подсказка.

Метод узнавания. Варианты:

I. 1. Испытуемый должен выучит 10 элементов. 2. Во второй серии первые 10 элементов смешивают с 30 новыми (итого: 40). Испытуемый должен узнать первые 10 элементов.

II. 1. Испытуемый должен выучить 10 элементов. 2. Материал делится на 10 групп, где один элемент нужный, а 3 других – посторонние.

Важно учитывать вероятность того, что испытуемый выбрал правильный ответ наугад.

Метод сбережения. Введен Эббингаузом (1885). Иногда испытуемый, выучив материал, не может никак его воспроизвести. Но это не значит, что он его забыл совсем. Что-то остается! Повторное заучивание требует гораздо меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа. Повторное заучивание:

§ Должно осуществляться тем же методом, что и первый раз.

§ Испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения.

Сбережение оценивается по следующим показателям. Абсолютное сбережение = первоначальное заучивание повторное заучивание. Абсолютное сбережение оценивается временем или количеством проб/ошибок. Относительное сбережение = абсолютное сбережение / (первоначальное заучивание – критерий усвоения) × 100%.

 

9. Понятие схем. Виды и функции схем.

Найссер: «Схема – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы» (с. 73).

Нейрофизиологической основой функционирования схем является система мозговых структур, состоящих из афферентных и эфферентных звеньев (ср. теория системной динамической локализации Лурия).

Аналогии (функции схем).

1) Схема как формат. Форматы определяют, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию.

2) Схема как план. Схема формирует план деятельности и является его исполнителем (Прибрам: лобные доли). Мотивы – более широкие схемы, принимающие информацию и направляющие действия в более крупном масштабе.

3) Схема как генотип (а не фенотип). Найссер: «восприятие является результатом взаимодействия схемы и наличной информации» (с. 76).

Рамки. Рамки – сходное со схемами понятие

1. Минский (исследователь искусственного интеллекта) полагал, что компьютер не способен распознать реальные ситуации только на основе поступившей информации. Нужны рамки или иерархии рамок, позволяющие предвосхитить то, что должно появиться. Главное отличие рамок (Минский) от схем: рамки статичные, не учитывающие меняющуюся среду.

2. Гоффман (социальный психолог) утверждал, что в разных случаях та или иная ситуация понимается по-разному («события протекают в конвенциально установленных рамках»). Пр.: театральное представление, когда зрители знают, что наблюдаемое ими должно восприниматься не буквально, а как-то иначе.

Сбор и сохранение информации. Гибсон и экологическая оптика: информация об объектах присутствует в свете, поскольку в силу оптических законов между ними существует зависимость. Информация остается неизменной, но схема собирает эту информацию и меняет ее. Развитие схем: сбор информации сначала происходит грубо и неэффективно, как и обеспечивающая непрерывность перцептивного цикла исследовательская активность. Только благодаря перцептивному научению (когнитивному развитию) приобретается способность к восприятию все более тонких аспектов окружения. Но схемы способны и сохранять воспринятое. Во-первых, это память, а во-вторых, через функцию сохранения формируется способность схемы к предвосхищению.

Истоки перцептивного цикла. Некоторые схемы наблюдаются уже у младенцев. Примеры. 1. Новорожденные смотрят в сторону звука. Чуть позже младенец уже лучше контролирует мышцы шеи и поворачивает голову в сторону звука точнее. Схема постоянно развивается в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному. 2. «Циркулярные реакции» (Пиаже). Ребенок дотронулся до игрушки → звук → еще и еще дотрагивается до игрушки. Схема изменяется – это аккомодация. Феномены Пиаже (напр., сохранение) Найссер интерпретирует не как неразвитость интеллекта, а как недостаточность опыта (ребенок мало наблюдал за тем, что происходит когда воду переливают). Это подтверждают и др. исследования: пигмеи, живущие в лесах, на полях видят вместо коров жуков; игроки в бейсбол неправильно оценивают траекторию полета мяча, а водители-новички сомневаются, влезет ли их машина на то или иное место. 3. Младенцы постоянно развивают свои схемы: смотрят на более разнообразные, движущиеся и т.п. предметы; смотрят фильмы со звуком и т.д.

Значение и категоризация. Каждый объект обладает значением; когда мы воспринимаем, мы не замечаем физических характеристик, а сразу осознаем значение (то что ассоцианисты называли «ошибкой стимула»). Гибсон: представление (affordance). Все потенциальные способы использования объекта (возможности действия с этим объектом) могут быть непосредственно восприняты. Воспринимающий делает выбор из свойств и предоставлений предмета благодаря специфической готовности к восприятию некоторых из них. (Ср. Выготский, Бернштейн и Левин.) Восприятие значения также зависти от процесса сбора информации посредством схем. Также работает перцептивный цикл. Генерализованные, определяющие значение схемы могут функционировать даже при неблагоприятных условиях (тахистоскоп). Здесь нужна установка. Распознавание конфигураций: 1) классификация на основе критического признака; 2) сопоставление входного сигнала с прототипом; 3) синтез внутренней модели и сопоставление ее с конкретной информацией. Но восприятие не сводится к процессам распознавания конфигураций! Восприятие изменчиво, протяженно во времени и т.д. У нас нет готовых схем на все случаи жизни, поэтому и нужен перцептивный цикл.

Факторы влияющие на актуализацию и работу схем:

1. Средовые:

1.Стимулы 2.Контекст 3. Инструкция

 

2. Субъективные:

  • Мотивация
  • Эмоции
  • Прошлый опыт
  • Культурная принадлежность
  • Индивидуальные особенности (пол, возраст, темперамент и др.)

Функции схем:

1. Селекция видов окружения и памяти

2. Опознание и узнавание

3. Программирование действий сбора информации

4. Предвосхищение действий и событий

5. Интерпретация событий

6. Стереотипное и исследовательское поведение

7. Ответы на вопросы, умозаключения

Виды схем:

1. Схемы по Пиаже и Юнгу

2. Когнитивные карты

3. Схемы-прототипы. Обобщения

4. Схемы-сценарии. Поведение человека. Берн: неосознанные сценарии – «игры»

5. Активная часть семантических сетей

Согласно Норману, формирование навыков и умений – это процесс приобретения и/или изменения схем путем

  • Настройки схем
  • Наращивания схем
  • Создания новых схем и структур.

 

10. Виды научения. Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.

 

1. Классификация:

1. Локомоция

2. Самообслуживание и бытовые навыки

3. Когнитивные навыки и умения (чтение, умение слушать и говорить, письмо, вождение автомобиля)

4. Спортивные навыки и умения (вырабатываются годами)

5. Аффективные навыки (навыки и умения наблюдать и контролировать свои эмоции и наблюдать чужие эмоции, эмпатия)

6. Социальные умения (способность взаимодействовать с другими людьми в определенном социальном контексте таким образом, чтобы это было полезно: а) самому субъекту; б) взаимно полезно; в) полезно для других людей). Совокупность социальных навыков – социальная компетентность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.