Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Различия автоматических и контролируемых процессов



Автоматические процессы Контролируемые процессы
Требуют меньше когнитивных ресурсов или внимания Требуют значительного усилия. Обязательно требуется привлечение внимания.
Не чувствительны к интерференции Подвержены интерференции
Трудно прервать, если они уже начались. Изначально могут быть осознаваемы и контролируемы, но автоматизируются путем тренировок (приобретенные). Также могут быть автоматические процессы, разворачивающиеся благодаря работе врожденных структур. В сознании только продукт. Более осознаваемы. Подчинены прямому контролю субъекта
Обладают постоянными характеристиками и не изменяются при длительной тренировке Изменчивы
Быстрые Медленные
Высокий уровень продуктивности Низкий уровень продуктивности, за исключением простых задач.
Практика приводит к улучшению продуктивности деятельности Практика сказывается незначительно

Ни одна из характеристик не является достаточным основанием для различения двух видов переработки (основные характеристики – управление, внимание и усилие).

Конфликт автоматической и контролируемой переработки: слово «красный» написано синим цветом. Значении е слова обрабатывается автоматически.

 

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим).

Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году[1]. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.

В своих исследованиях Струп использовал несколько вариаций одного и того же теста, для которых использовались три разного рода стимула. В первом названия цветов печатались в черном цвете, во втором — название цветов печатались в отличных от значения слов цветах, в третьем использовались квадраты выбранных цветов.

В первом эксперименте использовались варианты 1 и 2. От участников эксперимента требовалось прочитать написанные слова несмотря на использованные для написания цвета (к примеру, они должны были прочитать фиолетовый, вне зависимости от используемого цвета). Во втором эксперименте использовались стимулы 2 и 3, и от участников требовалось назвать цвета чернил, не обращая внимание на написанные слова во втором варианте и названия цветов квадратов в третьем варианте. В третьем эксперименте Струп изучал как практика влияет на то, как участники справляются с задачей.

Струп заметил, что участники дольше всего справлялись со второй задачей, нежели когда от них требовалось называть цвета квадратов во втором эксперименте. Эта задержка не проявлялась в первом эксперименте.

 

16. Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственной памяти. Трехкомпонентная система памяти.

Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во

 


Факты «за» существование первичной и вторичной памяти:

  1. Нарушение связи при синдром Милнер (после травмы нарушен перевод информации ПП→ВП: в ВП хранится информация, полученная ранее, а новая поступить не может), Корсаковский синдром (внешне картина похожа, но сохранна аффективная память, после выздоровления больной помнит факт болезни).
  2. Основная форма кодирования в ПП – вербально-акустическая. Ошибки смешения:

ü в ПП – фонематические (пруд – прут),

ü в ВП – семантические (пруд – озеро).

3. Эксперимент на свободное припоминание, позиционные эффекты. См. 13-В

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

  1. удержание материала в первичной памяти
  2. копирование информации из первичной во вторичную память
  3. закрепление информации во вторичной памяти
  4. кодирование информации в вербально-акустическую форму
  5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. 1968 Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

 

 


Акцент сделан на процессах управления:

ü группировка элементов

ü кодирование: введение информации КВХ в более широкий контекст, поступающий из ДВХ

ü представление
перекодирование вербальной информации в зрительную форму

ü повторение

ü внимание

ü поиск и извлечение информации

 

 

17. Подход к исследованию памяти с позиций теории уровневой обработки информации. Примеры исследований.

Теория уровневой обработки информации предложена в 1972 году Крейком и Локхартом. Данная теория утверждает, что качество следа памяти является функцией глубины (широты, полноты) переработки информации. Положения:

  1. Запоминание является побочным продуктом переработки информации.
  2. Выделяются 4 уровня переработки информации:

поверхностный (сенсорный),

структурный, фонематический,

глубокий (семантический)

уровень отнесения к себе.

  1. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.

 

По Крейку и Локхарту, уровень воспроизведения информации определяется целью действия субъекта во время кодирования информации (ср. Зинченко). Другими словами, в том случае, если испытуемому надо грубо оценить стимул (напр., ответить на вопрос: справа или слева на листе напечатать слово) требуется первичный анализ. Если задача включает более сложную обработку (ответить на вопрос: рифмуются ли слова в паре), необходимо провести и первичный анализ, и распознать отдельные признаки (фонетические). Задача, решение которой предполагает анализ значения материала (напр., найти синонимы), включает в себя уже последовательную переработку на многих уровнях: от первичного до семантического анализов. А задача на соотнесение материала с личностью испытуемого (напр., ответ на вопрос: описывает ли данное слово особенности вашего характера) задействует все возможные уровни переработки.

Вывод: с усложнением процессов переработки возрастает и эффективность материала запоминания.

Примеры исследований. Роджерс и др. Методика: предлагали испытуемым оценить слова по структурным, фонематическим и семантическим характеристикам; они составили для испытуемых 4 вопроса, каждый их которых содержал 40 прилагательных, вопросы различались по глубине обработке информации или смысловой насыщенности. Из 4 вопросов один относился к структурным, другой – к фонематическим, третий – к семантическим характеристикам, а четвертый относился к самому испытуемому. Пр.:

Уровни Примеры
Структурный СИНИЙ напечатан большими буквами?
Фонематический «Белый» рифмуется со словом «спелый»?
Семантический «Смутный» означает то же, что и «расплывчатый»?
Отнесение к себе Лысый, характеризует ли это вас?

После того как испытуемые проводили оценку слов, их просили в свободном порядке воспроизвести как можно больше слов, из тех, что они оценивали.

Результаты: Хуже всего воспроизводились слова, характеризованные по структурному признаку; воспроизведение улучшалось в сторону слов, характеризованных фонематически и семантически. Лучше всего воспроизводились слова, отнесенные к себе.

Вывод: «эффект отнесения к себе» - мощный прием, запоминание: если человек оценивает что-либо по отношению к себе, то возникает возможность оставить в памяти очень отчетливый след, поскольку знание себя – очень хорошо разработанная структура.

Эксперимент Крейка и Уоткинса. Цель: экспериментальная критика 3-хкомпонентной модели памяти (она утверждает, что повторение в КП способствует попаданию материала в ДП). Методика. Испытуемых просили удерживать некоторые слова в КП, предполагалось, что чем дольше элемент удерживается в КП, тем больше он будет повторён. Испытуемым предъявляли ряд слов и просили их запомнить последнее, начинающееся, например, с «Г». В списке было несколько таких слов, поэтому каждый раз, когда испытуемый видел ещё одно слово с «Г», ему приходилось отбрасывать предыдущее такое слово. Изменяя количество слов, стоящих между словами на «Г», авторы могли измерять количество повторений, которым подвергались слова на «Г». Пр., список: грядка ,дочь, масло, , гравий, стол, футбол и т.д. Посчитав количество слов, стоящих между словами на «Г», можно сказать, что количество повторений у «грядки» - 0, «гравий» - 3. После предъявления списка испытуемых неожиданно просили воспроизвести как можно большее количество слов. Результаты: согласно теории двухкомпонентной (трёхкомпонентной) памяти, элемент, начинающийся на «Г», за которым следовало много промежуточных элементов, должен был лучше воспроизводиться; однако, если повторения были нужны просто чтобы удержать элемент в памяти, а не обдумывать его, то количество повторений не должно было влиять на воспроизведение. Вывод. Повторение ради удержания не улучшает память. Т.е. теория компонентной памяти «сыграла в ящик», информация с КП через повторение, не переходит в ДП.

 

18. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.