Память как ВПФ. У человека ВПФ взвиваются на основе натуральных
Признаки ВПФ:
социальны по происхождению
опосредованы – используются искусственные стимулы
произвольны – их можно контролировать, связаны с личностным развитием.
системность – ВПФ состоит из нескольких ПФ, их структура и компанивка меняется.
Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)
внешнее развитие – появление письменности (зарубки, узелковое письмо)
внутреннее развитие – дополнение внешних знаков с внутренней стороны (речь, язык)
приводит к словесно-логической памяти у человека.
Линия натурального развития сменяется развитием ВПФ.
Методика двойной стимуляции (Леонтьев)
З группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты.
a) Без использования стимулов – средств
b) С использованием стимулов – средств (карточки с изображениями предметов.)
Надо запомнить 15 слов
Результаты:
Количество
воспроизведенных
слов С использованием
стимулов -
средств
Без использования
стимулов - средств
дошкольники школьники студенты
Продуктивность запоминания лучше с использованием карточек. Это говорит о роли искусственных средств для улучшения памяти.
Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Школьники – на стадии их использования. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства.
7. Патогенез (Рибо: см. вопрос 2-Б).
8. Актуалгенез (когнитивная психология: см. вопрос 16-А).
Первые месяцы жизни – первый сочетательный рефлекс: положение при кормлении
Младший школьный возраст: ручной труд, катание на коньках и т.д.
Половое созревание: не прогрессирует
Уже у простейших (привыкание)
Аффективная (Рибо). Память чувств
6 месяцев и раньше
Не известно, но около 5 лет
Не известно
Йеркс: дождевых червей били током, если они ползли не в тот туннель в Y-образном лабиринте. Блонский: аффективная память
Образная (Аристотель). Память-воображение
Штерн: 6 месяцев – 2 года
Раннее детство: «образное мышление» - воображение
Эйдетические образы сильно ослабевают после полого созревания
Высшие млеки. Некоторые собаки «охотятся» во сне
Вербально-логическая (Жане). Память-рассказ
Жане: начинается в 3-4 года
Продолжается до юношеского возраста
Доподлинно не известно
Появляется только у человека
А. Браун (англ. A. L. Brown) определяет метапознание как знание о своем собственном знании[4]. Она разделила метапознание на две широкие категории:
1. знание о познании — совокупность видов деятельности, включающих сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями;
2. регуляция познания — совокупность видов деятельностей, требующих механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем.
Метапамять - Знания человека о том, как функционирует его память; например, знание, что вам требуется повторить несколько раз ряд цифр, чтобы удержать их в памяти.
12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.
Проблема улучшения памяти волнует людей с незапамятных времен (Аристотель, Цицерон). J Существует большое количество факторов, влияющих на хорошую память.
Во-первых, это нормальное функционирование головного мозга и соматических систем (Þ надо ограничить себя в приеме алкоголя, курении и, наоборот «в здоровом теле здоровый дух» + глюкоза мозгу).
Во-вторых, при условии функционирования материального (мозг и тело) надо специальным образом настроить идеальное (т.е. наши психические функции). Примером искусственной настройки памяти может служит мнемоника.
Мнемоника(= мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Виды мнемотехник (Клацки, Солсо):
· Метод мест (топологический метод, метод размещения). Йейтс:
1. Идентификация знакомых мест, расположенных последовательно.
2. Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами.
3. Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаки для элементов.
· Придумывание рассказа. Надо запомнить число π. Пр.: «Надо только постараться, и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». «Что я знаю о кругах?». «Кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уж знает». «Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны».
· «Слова-вешалки». Одни слова выучиваются методом рифм («one is bun, two is shoe…»), а второй список слов (молоко, батон) «навешивается» на первый. Пр.: Молоко льется на булку, башмак ударяет по батону и ломает его пополам.
· Метод ключевых слов. Пр.: английское слово «vessel» (корабль) → русское слово «весло»→образ «корабль с веслами».
В целом – главное, чтобы, все способы улучшения были вместе и в тоже время не в куче: для каждой ситуации – свой эвристичный метод.
Летотехника – система приемов, облегчающих забывание (напр., у студентов: после первого экзамена надо срочно забыть соответствующий материал, чтобы он не мешал при подготовке к др. экзамену J). Классический пример летотехники – забывание у Ш. в исследовании Лурия (см. вопрос 6-А).
ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ
(англ. phenomenal memory) — способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная — у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная — у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. Гипермнезия. (Т. П. Зинченко.)
ГИПЕРМНЕЗИЯ
(англ. hypermnesia) — усиление памяти. Г., как правило, носит врожденный характер и заключается вспособности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и наболее длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить неудается.
13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).
I. Ассоцианизм.
II. Психоанализ.Фрейд («Психопатология обыденной жизни») предположил, что наряду с обычным забыванием (время), есть еще и мотивационно обусловленное забывание. Мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим его помнить. Согласно Фрейду, содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного («забытого») по двум причинам: 1) воспоминание несет в себе травматический опыт; 2) содержание воспоминания само по себе нейтрально, но может быть ассоциативно связано с иным, травмирующим содержанием. Пр.: Фрейд трижды забывал купить в магазине свой любимый сорт бумаги (fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess) и посему было вытеснено и, как следствие, забыто.