Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗРИТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ (Вильгельм Вундт)



 
 


Периферия

 
 

 


Центр с точкой фиксации

 

Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в точке фиксации, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Только такт, воспринимаемый в данный момент, наиболее отчетлив и находится в фокусе сознания, все остальные такты удерживаются за счет ассоциативной связи с фокусом. Постоянный объем сознания – 6 элементов, которые ассоциативно связаны между собой.

Внимание – одна из характеристик сознания, свойство фокуса сознания.

ПОТОК (Джеймс)

Свойства сознания:

1. Приватность – каждое состояние сознания стремится стать личным. Еси что-то осознается, то за этим стоит личный интерес, эмоциональная окраска. Состояние сознания недоступно никому, кроме его носителя.

2. Изменчивость – ни одно из состояний сознания не может переживаться повторно в том же виде, в котором оно переживалось раньше. Пример: образы могут быть похожими, но не одинаковыми.

3. Непрерывность – субъективно нет разрыва сознания.

4. Селективность или избирательность – поток куда-то направляется. Направление зависит от мотива. Пример: масса раздражителей, но осознается только небольшая часть, отбор значимых раздражителей.

Функция сознания – отбор впечатлений, образов памяти и идей.

ВОЛНА (Титченер)

2 уровня сенсорной ясности

Интенсивность внимания или сенсорная ясность.  
между ними резкий переход, а не плавный!

 

А1

 

 

А2

 

Время попадания на гребень (аккомодация) – готовность гребня принять элемент с конкретными свойствами.

Сколько времкни элемент будет удерживаться на гребне – инерция.

19. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.

Дормашев, Романов. Состояния максимального внимания:

  1. Концентрация
  2. Абсорбция
КОНЦЕНТРАЦИЯ АБСОРБЦИЯ
Будничное состояние сознания Необыкновенное состояние
Работа Игра и развлечение
Включает интенсивную умственную деятельность Временное отключение любой внутренне инициируемой деятельности
Усилие, получение практических результатов Снимает напряжение, растворяет Эго
Строгое разделение субъекта и объекта Недифференцированное состояние тотального внимания
Работа Развлечения
  1. «Опыт потока». В этом состоянии субъект активен и в тоже время забывает о себе; не прилагая усилий, он остается чрезвычайно внимателен, ясно и четко осознает цели и результаты своих действий и без расчета на вознаграждение испытывает наслаждение от самого процесса деятельности.
  2. Ожидание (бдительность).

Рассеянность:

  1. Прострация. Возникает в результате усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной работы.
  2. Поэтическая рассеянность. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одного объекта на другой и создает противоположный эффект. Пр.: Колридж. Fuga idearum при МДП, ментизм при шизофрении.
  3. Профессорская рассеянность. Псевдо-рассеянность. Максимальная концентрация на одном объекте (обычно теме научных изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства. Пр.: Ньютон (?) кинул в кастрюлю часы, а смотрел на яйцо.
  4. Ученическая (студенческая) рассеянность. Порхающее внимание, состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается стремительным переключением внимания с одного предмета на другой.
  5. Старческая рассеянность. Плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью. Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное время, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

Специальные феномены невнимания:

· Дорожный гипноз у водителей-дальнобойщиков

· Пустой взор при чтении

· Ошибки рассеянности у экспертов

· Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

· Феномен невнимательности

 

20. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

Джеймс. 3 основания для классификкации:

1) По объекту

· Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия.

· Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения.

2) Аффективная сфера сознания

ü Непосредственное, если объект интересен сам по себе

ü Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации

3) Волевая сфера (переживание усилия)

o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия

o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.

Усилие Интерес Объект
  Чувственное
Нет (непроизвольное) Непосредственный Интеллектуальное
    Чувственное
Опосредствованный Интеллектуальное
  Чувственное
Есть (произвольное) Опосредствованный Интеллектуальное

 

Гамильтон. 3 три вида внимания.

1) Простое, жизненный непреодолимый акт.

2) Определяемый желанием акт, который, несмотря на произвольность, может быть задержан нашей волей.

3) Акт, намеренно детерминированный волей.

Вундт. Считал различение непроизвольного (несоответствие целям и намерениям субъекта) и произвольного внимания ошибочным.

Классификация внимания.

1) Вынужденное (врожденное, естественное, инстинктивное), детерминанты лежат в видовом опыте организма. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильные боли, холод и жар, интенсивные толчки (удар грома, взрыв, выстрел, яркие вывески, блестящие предметы, зубная боль), движения (падающая звезда, ползущий муравей), ритмичные повторения (капающий кран), внезапное, новое, неожиданное и странное.

2) Невольное внимание - непроизвольное внимание, зависимое от индивидуального опыта субъекта. Складываются в процессе стихийного научения. Пр.: мужчины замечают женщин и наоборот; при голоде и жажде, человек замечает вывески продовольственных магазинов первую очередь.

3) Привычное внимание – особый случай произвольного внимания. Побудительный аспект – сходство с текущими и предшествующими содержаниями сознания. Пр.: водитель автомобиля готов к восприятию дорожных знаков (иногда называют профессиональным вниманием. Рибо считает эту форму внимания – высшей.

4) Собственно произвольное внимание. Возникает в ситуации конфликта, между выбранным объектом и объектом непроизвольного внимания. Пр.: при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и осознанию слабого сигнала. Для этого вида внимания характерно чувство напряжения, так как оно совершается вопреки текущим интересам и желаниям, благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Связано с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, идеями и установками.

5) Выжидательное внимание – разновидность произвольного внимания. Пр.: при решении задач на бдительность.

6) Трансформация волевого внимания в спонтанное (послепроизвольное) – вариант развития произвольного внимания. Пр.: Гамильтон. Начинать не легко, но потом человек увлекается.

Виды внимания:

1) Селективное (фокусированное). Пр.: отбор стимуляции, заданной какими-либо признаками и отвержение других потоков стимуляции. Обычно сосредоточение на какой-то деятельности. Исследуют при помощи дихотического предъявления двух сообщений.

2) Распределенное внимание.

3) Непрерывное внимание: при решении монотонных задач.

4) Автоматическое внимание: селекция релевантного источника информации не требует расходов ресурсов внимания.

5) Фокальное внимание намеренно направленно на объект, находящийся в центре сознания.

6) Периферическое внимание распространяется на содержание краевой области сознания. См. следующий вопрос.

Классификация Найдиффера. Она базируется на различении двух измерений внимания – объема (широкий и узкий фокус) и направленности (внешняя, внутренняя).

Ø Широкое внешнее внимание. Характерно для детей с СДВГ, художников, футболистов.

Ø Узкое внешнее. Характерно для программистов и ювелиров.

Ø Широкое внутренне. Характерно для ученых-гуманитариев, философов.

Ø Узкое внутренне. Характерно для ученых-естественников, технарей, фанатиков.

 

21. Характеристика функций и свойств внимания.

Основные функции внимания:

ü Различение

ü Избирательность

ü Настройка

ü Мобилизация организма

Свойства внимания.

Свойства объясняются с помощью метафоры луча прожектора.

  1. направленность → луч прожектора направлен на определенную область пространства потенциальных объектов внимания.
  2. степень, интенсивность → уровень освещенности, мера ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе текущего сознательного опыта. В когнитивной психологии → количество ресурсов, вкладываемых в переработку релевантной информации; ее оценивают по уровню или глубине этой переработки.
  3. Объем → телесный угол луча прожектора или площадь пятна света; число простых впечатлений или идей, осознаваемых ясно и отчетливо.
  4. распределение → расщепление луча на два или более направления.
  5. устойчивость (динамика) → оценка частоты колебаний и сдвигов внимания.
    1. Длительность (блоки внимания). Опыты Биллса (колебания внимания при непрерывной работе, № 17в)
    2. Изменение направленности (сдвиги внимания)

ü Непроизвольные (отвлечение внимания)

ü Произвольные (переключение внимания)

ü Инерционность внимания

ü Аккомодация внимания

    1. Изменение степени (колебание внимания).

 

22. Эффекты и критерии наличия внимания.

Эффекты внимания. Классическая психология сознания.

  1. Господство внимания. Это монархический строй сознания.
    1. Действенность. Внимаемое состояние сознания определяет действия человека.
    2. Острота содержания сознания. Внимаемое состояние сознания лучше запоминается.
  2. Аналитический эффект. Внимаемое состояние сознания воспроизводится ясно и отчетливо. Детальность плюс отграниченность от других сходных состояний сознания.
  3. Задержка внимаемого содержания сознания (фиксирующий эффект).
  4. Увеличение интенсивности внимаемого процесса или содержания сознания (усиливающий эффект).

Гиппенрейтер. Критерии (признаки) внимания.

I. Классическая психология сознания: ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания (феноменальный, субъективный критерий). Есть и факультативные субъективные критерии внимания: переживание усилия, эмоция интереса.

II. Продуктивный критерий (объективный). Повышается качество когнитивного (мышление, восприятие) или исполнительного продукта при наличии внимания.

III. Мнемический критерий. Относится к продуктивному, но его особенность в том, что запоминание есть всегда, когда есть внимание (побочный продукт любого внимательного действия).

IV. Внешние реакции. Мимика, поза, поворот головы, фиксация глаз и т.д. Психофизиологические корреляты: ЭЭГ, КГР, зрачковый рефлекс и др.

V. Критерий избирательности. Отбирается только нужная информация. При выполнении 2-х и более действий, часть выполняются на автомате.

 

23. Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических школах.

Проблема внимания: существует внимание или нет!

  1. Аристотель. Внимание – отдельная функция или проявление других функций.
  2. Психология сознания.
    1. Вундт. Внимание – особый процесс сознания или характеристика других процессов сознания.
    2. Титченер. Внимания как особого процесса нет.
    3. Джеймс. Как психолог: Не существует внимания как отдельного механизма. Как философ: внимание есть – усилие внимания=усилие воли.
  3. Ассоцианизм. Моторная теория Рибо и теория волевого внимания Ланге. Внимание существует как отдельный процесс. Эти теории – шаг к деятельностному подходу к вниманию.
  4. Бихевиористы. Внимание – специфическая или тотальная настройка организма.
  5. Гештальтпсихология. На первом этапе возражали Вундту, отрицая его понимание внимания, но возражали и Титченеру. Предложили определение внимания как эго-объектной силы.

Подробнее см. вопросы, посвященные этим теориям.

 

24. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.

Теории ранней селекции.

1. Бродбент. Внимание есть. Метафора радио – приемник настроен на определенную станцию, выделяет и усиливает слабый сигнал на фоне помех и других сообщений, перекодирует информацию из одной формы в другую.
ЦНС человека – канал для переработки информации с ограниченной пропускной способностью (при превышении предела → увеличение числа ошибок). Главное – это функция селекции.

 

 

Основные положения модели подтверждались в исследования зрительного и бимодального восприятия. Ряд фактов не укладывался в модель.

2. Трейсман. Внимания нет. Модель аттенюатора.

 

 

Теории поздней селекции

3. Теория Дойчей. Внимание есть. Поставили под сомнение существование механизма ранней фильтрации. Ограничение в системе переработки лежат на стадии осознания, принятия решения и ответа. Селекция происходит после семантического анализа всех знакомых стимулов.

 

 


Иначе чем Трейсман описывают работу словаря: каждый сигнал перерабатывается полностью по всем признакам. Комбинация определенных признаков активирует соответствующую единицу словаря. Решающее значение для последующего отбора имеет степень активации (она пропорциональна важности данного стимула для организма, оценивается на основе прошлого опыта).

4. Норман. 1968. Внимания нет. Решающую роль в оценке значимости всей поступающей информации при последующем оборе играет прошлый опыт.

Достоинства модели – в гибкости настройки механизма селекции.

5. Канеман. Внимание как единый ресурс умственного усилия. Внимание есть. Подробнее в № 25б

6. Найссер 1967. Внимания нет. Критика моделей ранней и поздней селекции. Отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Но согласен, что внимание выполняет селективную функцию. Идея о двух последовательных стадиях переработки информации. 1) предвнимательная стадия (для всей стимуляции, поступающей на органы чувств). Происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности и намерений субъекта. 2) два класса процессов: а. сегментация стимульного входа на ряд единиц, объем единиц зависит от материала и навыков субъекта; б. Процессы бдительности, обнаружение жизненно значимых стимулов (интенсивных, движущихся, внезапных). Исследования бдительности по методике селективного чтения.

7. Найссер 1976. Внимания нет. Внимание как перцептивное действие. В переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде участвуют схемы или внутренние когнитивные структуры.

Перцептивный цикл. Человек не воспринимает пассивно ничего; у него всегда есть исследовательская активность, направляемая предвосхищающими схемами; результат исследования модифицирует схему и исследование продолжается. Уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впоследствии. Есть временные схемы: схема настраивается на оптическое событие в целом.

 

 

25. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика основных подходов к ее решению.

1. Джеймс
Внимание развивается:
непроизвольное → произвольное
непосредственное (прямой интерес) → опосредованное (отдаленный интерес)
чувственное (перцептивное) → интеллектуальное (рефлексивное)

2. Рибо
Натуральное → искусственное
дрессура→подражание→привычное

3. Титченер
Генетическая классификация
первичное → вторичное→ первичное производное

4. Выготский
Внимание как ВПФ
развитие ПФ как натуральной→преимущественное использование внешних стимулов-средств→преимущественное внутренних средств

5. Добрынин
Внимание как одна из форм активности личности. Для развития внимания необходимо развитие личности.

6. Гальперин
Внимание – автоматизированное свернутое умственное действие контроля. Внимание – продукт прижизненного развития (поэтапного формирования умственного контроля). + Опыты Кабыльницкой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.