Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проявления психологической дезадаптации в условиях школы



• Неуспеваемости в учебной деятельности.

• Нарушение поведения.

■ Открытые формы нарушения поведения (расторможенность, аг­рессивность, неумение строить свое поведение в соответствии с требованиями социума, нарушение общепринятых норм и пра­вил поведения).


■ Скрытые формы нарушения поведения (нарушение межлично­стных отношений со сверстниками, замкнутость, тревожность, напряженность, боязливость и др.).

Социально-психологическая адаптация детей к школе может прохо­дить по-разному. Одни адаптируются к школе в течение первых 2-х ме­сяцев обучения, т.е. примерно за тот же период, когда проходит и наи­более острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быст­ро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполня­ют все требования учителя. Иногда у них отмечают сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще труд­но выполнять все требования правил поведения; хочется побегать на пе­ремене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, и др. Но к концу октября эти трудности, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом — он становит­ся учеником. У других детей период адаптации более длительный, пе­риод несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обида­ми. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей стано­вятся адекватными требованиям школы, учителя.

У части детей, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, отмечают негативные формы поведения, резко проявляются отрицательные эмоции, они не усваива­ют учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «третируют детей». Необходимо обратить особое внимание на го, что за одинако­вым внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорят, плохим поведением ребенка, могут скрываться самые разные причины.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связа­ны, в первую очередь, с его готовностью к началу систематического обу­чения. Организм должен быть функционально готов (т.е. развитие от­дельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адек­ватно реагировать на воздействия внешней среды). В противном случае процесс адаптации затягивается, проходит с большим напряжением. И это естественно, так как дети, функционально не готовые к обучению,


имеют более низкий уровень умственной работоспособности. Большую роль на течение адаптации играет возраст начала систематического обу­чения. Чем младше ребенок, тем тяжелее протекает адаптация. Год, от­деляющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) начинают интенсивно развиваться регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладыва­ются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения также зависит от состояния здоровья детей.

Существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, факторы, зависящие oi учителя и родите­лей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных за­нятий и рациональный режим дня. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.