• Закуска, лучше в виде салата из сырых овощей. Для улучшения вкуса в салат можно добавить свежие или сушеные фрукты (яблоки, чернослив, изюм). Салат следует заправлять растительным маслом.
• Не слишком объемное первое горячее блюдо и полноценное высо кокалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, составленное пре имущественно из овощей. Вторые блюда готовят из мяса, рыбы в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном или тушеном виде. Гарнир можно готовить из картофеля, овощей, круп, макаронных изделий.
• В качестве третьего блюда лучше всего использовать фруктовый сок, свежие фрукты, компот, кисель из свежих или сухих фруктов. Можно использовать консервированные компоты, плодоовощные соки и пюре для детского питания, витаминизированные напитки.
ЗАВТРАК
На завтрак детям дошкольного возраста можно давать различные каши. При зтом необходимо обеспечивать разнообразие круп. Кашижела-
тельно готовить с овощами или фруктами (морковью, тыквой, яблоками, сухофруктами) Молочные каши следует чередовать с блюдами из различных овощей в виде овощных рагу, запеканок, котлет, салатов. Если на завтрак дают кашу, то на ужин обязательно должны быть овощи. Кроме каш и овощных блюд, на завтрак и ужин рекомендуют различные блюда из творога, особенно в сочетании с фруктами и овощами. На завтрак желательно давать блюда из мяса или рыбы (сосиски, сардельки 1-2 раза в неделю, отварную или жареную рыбу), а также блюда из яиц. В качестве питья лучше всего использовать горячее молоко или кофейный напиток на молоке, в редких случаях чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку или ужину служат свежие фрукты и овощи (салагы).
ПОЛДНИК
Он обычно состоит из какого-либо кисломолочного пани пса (кефир, простокваша, биолакт, йогурты и др.) и хлебобулочных или кондитерских изделий. Вместо кисломолочного продукта можно д<ш> ребенку свежее молоко. Желательно в состав полдника включать различные свежие ягоды и фрукты.
УЖИН
Детям дошкольного возраста можно давать различные каши, в качестве питья более рационально предлагать кефир или другой кис ломо-лочный напиток, который также можно давать через 1,5-2 ч мосле ужина, перед сном.
ПРОДУКТЫ, НЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ДОУ В питании детей в ДОУ категорически запрещаемся использование грибов; фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творо-i а и сметаны; консервированного зеленого горошка без i ермической обработки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный кон i роль, консервированных продуктов домашнего приготовления в герметической упаковке, консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, загрязненные различными примесями и зараженные амбарными вредителями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили.
Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения: продукты, содержащие п своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, кра-с и гели) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные
Большое значение для сохранения аппетита детей имеет правильная организация общего режима дня и питания. Под правильным режимом питания понимают также количественное и качественное распределение продуктов в течение суток. В ДОУ с десятичасовым пребыванием детей организуют трехразовое питание с усилением полдников, с двенадцатичасовым — четырехразовое; с круглосуточным — пятиразовое с дополнительным ужином перед сном; с только ночным пребыванием — одноразовое (ужин) Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3-4 ч) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник) в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15-25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Принимать пищу для дошкольников рекомендуют 4 раза в сутки, в некоторых случаях (санаторных и оздоровительных учреждениях) — 5 раз.
Соблюдая установленный режим питания, очень важно не давать ребенку какую-либо пищу в промежутках между кормлениями. Это касается так называемых «фруктовых» завтраков Более целесообразно все фрукты и соки давать ребенку в обычные часы приема пищи
Детям с недостаточным или избыточным весом питание необходимо назначать индивидуально. Качественную коррекцию рациона в виде дополнительного введения таких продуктов, как молоко, творог, яйца, мясо, печень, прежде всего, необходимо проводить ослабленным детям с плохим аппетитом, съедающим малое количество пищи. В период адаптации потребность в белке возрастает на 10-15%. Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к нище Обстановка в столовой должна быть спокойной, ничто не должно отвлекать ребенка от еды. Следует заинтересовать ребенка едой, разговаривая о приятном вкусе и виде приготовленных блюд. Это вызывает отделение пищеварительных соков еще до приема пищи и способствует лучшему усвоению пищевых веществ.
ОЦЕНКА ПИТАНИЯ
Наиболее обьекшвными показателями обеспечения детей рациональным питанием считают хорошее общее состояние ребенка, соответ-
ствие его физического (табл. 6-5, 6-6) и нервно-психического развития возрасту, положительное эмоциональное состояние, достаточная активность, хорошая резистентность к заболеваниям.
Из параметров физического развития определяют массу тела, длину и окружность грудной клетки. Измерение этих показателей осуществляют у детей от 1 -го года до 3-х лет один раз в квартал, у дошкольников — один раз в 6 мес Оценку нервно-психического развития в ДОУ детей по возрастным показателям проводят в декретированные сроки: на втором году жизни — один раз в квартал, на третьем — один раз в 6 мес, детям старше 3-х лет — один раз в год
Таблица 6-5. Оценка питания мальчиков в
килограммах
Рост, см
Центили
85-90
10,7
11,0
11,7
12,2
13,6
14,2
14,7
90-95
11,5
12,0
13,0
13,5
14,5
15,4
16,3
95-100
12,1
13,5
14,0
15,0
15,8
17,0
17,5
100-105
13,3
14,5
15,0
16,0
17,0
18,3
20,3
105-110
14,4
15,6
16,5
17,4
18,9
19,8
21,1
110-115
15,2
16,6
17,8
18,7
20,0
21,0
21,9
115-120
17,6
18,5
19,6
20,7
22,1
23,3
24,0
120-125
19,3
20,0
21,0
22,2
24,0
25,9
27,5
Таблица 6-6. Оценка питания деве
чек в килограммах
Рост, см
Центили
85-90
10,2
11,0
12,0
12,5
15,1
13,9
14,8
90-95
11,0
12,0
12,7
13,4
14,1
14,9
15,8
95-100
12,4
13,0
13,8
14,5
15,5
16,8
18,5
100-105
13,4
14,5
15,0
15,7
17,0
18,2
19,6
105-110
14,3
15,0
16,2
17,5
18,8
19,8
21,4
110-115
15,0
16,5
17,5
18,9
19,8
21,5
24,1
115-120
15,2
17,5
19,0
20,3
22,0
23,2
25,7
120-125
18,4
19,7
20,5
22,0
24,0
27,8
29,4
При клинической оценке питания учитывают состояние кожи, сли-iистых оболочек, развития подкожно-жирового слоя, мышечной и костной системы, функциональное состояние всех внутренних органов и
систем. При правильной организации питания у ребенка отмечают хороший аппетит, активное поведение, радостное эмоциональное состояние. Ребенок охотно принимает участие в играх и занятиях, его физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту, процесс адаптации к некоторым отрицательным воздействиям проходит благоприятно, восприимчивость к заболеваниям на низком уровне. Заболевания у таких детей, в случаях их возникновения, протекают в легкой форме с минимальной длительностью и не дают осложнений.
АНАЛИЗ ПИТАНИЯ
Для правильной организации и проведения анализа питания детей в ДОУ требуются следующие документы утвержденный набор продуктов для ДОУ; перспективные меню-раскладки и примерные меню (7- или 10-дневные), накопительная ведомость расхода продуктов; бракеражный журнал; тетрадь бракеража сырой продукции; годовые, квартальные и месячные заявки на продукты; картотека блюд; нормы отходов при холодной кулинарной обработке; нормы отхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке; таблица замены продуктов по основным пищевым веществам.
Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости осуществляет медицинская сестра один раз в месяц (подсчитывают калорийность, количество белков, жиров и углеводов). Врач осуществляет анализ питания детей в ДОУ один раз в месяц.
Медсестра принимает участие в составлении каждодневного меню, контролирует правильность хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. Она следит за правильной кулинарной обработкой и закладкой в котел продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ.
ВИТАМИНИЗАЦИЯ ПИЩИ
В целях профилактики гиповитаминозов в зимне-осенний период проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей 1-3-х лет добавляют 35 мг, 3-6 лет — 50 мг на одну порцию). Возможно использование поливитаминных препаратов (драже в день во время или после еды). Аскорбино-ную кислоту вводят в компот после его охлаждения до температуры не
выше 15 °С (перед реализацией). Все поливитаминные или витаминно-минеральные препараты (одна таблетка или драже в день) принимают ежедневно во время или после еды.
Можно использовать поливитаминные препараты и витаминно-ми-неральные комплексы отечественного и зарубежного производства, разрешенные к использованию в Российской Федерации:
• для детей в возрасте от 1-го до 3-х лет: мультитабс-Беби (Феросан, Дания), пиковит-сироп (КРКА, Словения), пиковит-пастилки (КРКА, Словения),
• для детей в возрасте 4-6 лет: гексавит, мультитабс-Юниор (Феро сан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения).
• для детей в возрасте 7 лет: гексавит, ундевит, мультитабс- Юниор (Феросан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения), олиговит (Га- леника, Югославия), юникап Ю (Апджон, США).