Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кросс-культурные данные



Уильяме, Бест и их коллеги (Williams & Best, 1990a) применили «систему оценки тендерных стереотипов II» при изучении 5-, 8-, и 11-летних детей в 25 странах. Во всех странах процент стереотипных ответов поднимался от уровня приблизи­тельно 60 % у пятилетних до уровня приблизительно 70 % у 8-летних. Прилагатель­ные «сильный, агрессивный, жестокий, грубый, безрассудно смелый* последова­тельно связывались с мужским полом обеими возрастными группами, а «слабый, благодарный, добрый, нежный, кроткий» соответственно ассоциировались с жен­ским полом.

Показатели мальчиков и девонек были особенно высоки в Пакистане и относи­тельно высоки в Новой Зеландии и в Англии. Показатели были очень низкими в Бразилии, на Тайване, в Германии и Франции. Хотя между странами существуют различия в темпах научения, существует общая возрастная схема, в соответствии с которой усвоение стереотипов начинается ранее 5-летнего возраста, темп его на­растает в начальной школе, а завершается в юности.

Мальчики и девочки усваивают стереотипы в одинаковом темпе, хотя суще­ствует тенденция к усвоению черт, связанных со стереотипом мужчины, несколь­ко раньше, чем стереотипно-женских черт. В 17 из 24 обследованных стран момен-

ты, связанные со стереотипом мужчины, были более общепризнанными, чем те, ко­торые связывались со стереотипом женщины. Единственной страной, в которой со­ставляющие женского стереотипа были более общепризнанными, чем мужской стереотип, была Германия. Стереотипы, связанные с женским полом, усваивались раньше стереотипов мужского пола в романских/католических культурах (Брази­лия, Чили, Португалия, Венесуэла), где стереотип взрослой женщины обладает большей определенностью, чем стереотип мужчины (Neto, Williams & Widner, 1991; Tarrier & Gomes, 1981).

В странах, где доминирует ислам, пятилетние связывают черты с одним из двух полов, проводя более четкие разграничения, при этом в таких странах стереотипы (главным образом, мужские) усваиваются в более раннем возрасте, чем в странах не исламской культуры. В христианских странах дети усваивают первичные пред­ставления о стереотипах в более позднем возрасте, что, вероятно, отражает менее четкие разграничения этих стереотипов взрослыми; в первую очередь это касается католических стран.

Используя объединенные критерии, включающие характерные черты и ролевые установки, Альберт и Портер (Albert & Porter, 1986) исследовали тендерные сте­реотипы детей в возрасте or 4 до б лет в США и Южной Африке и обнаружили, что представления о стереотипах расширяются с возрастом. Дети из Южной Африки имели более четкие представления о стереотипной роли мужчины, в отношении роли женщины между странами не было выявлено различий. Дети из Южной Африки, получившие христианское или иудейское воспитание либерального тол­ка, имели менее четкие представления о стереотипах, чем дети из более консерва-' тивных религиозных групп. В США религиозные убеждения не влияли на форми­рование стереотипов.

Изучая детей старшего возраста (от 11 до 18 лет), Интонс-Петерсон (Intons-Peterson, 1988) обнаружил, что шведские дети приписывают женщинам больше важных качеств, чем американские дети. Стереотипные представления о предста­вителях мужского и женского пола в Швеции ближе между собой, чем в США, что, вероятно, в определенной степени отражает философию шведской культуры. Лю­бопытно, что в Швеции при этом предпочтения мужчин и женщин при выборе про­фессии не совпадают; молодые шведки стремятся получить профессии, связанные.' преимущественно с предоставлением услуг, таких как служащий аэропорта, работ­ник больницы, няня, в то время как молодые шведы заинтересованы в занятиях бизнесом. В США же, напротив, предпочтения мужчин и женщин, связанные с выбором профессии, частично совпадают, причем обе группы перечисляют про­фессии врача/стоматолога/адвоката и руководящего работника как наиболее престижные и желанные. Принимая во внимание черты сходства, обнаруженные в разных странах и при применении различных критериев оценки, можно сказать, что тендерные стереотипы, очевидно, носят универсальный характер, при этом культура оказывает влияние на темпы их усвоения и отдельные несущественные аспекты содержательного характера. Эти данные согласуются с общей панкультур-ной моделью тендерных стереотипов, о которой шла речь выше, и говорят о том, что пан культурные стереотипы могут рассматриваться как универсалии, прояв­ляющиеся в различных формах (Lonner, 1980).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.