Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социобиология, эволюционная психология, экономическая антропология



Наблюдая за взаимодействием биологии и окружающей среды, социобиологи (на­пример, Daly & Wilson, 1978; Wilson, 1975), специалисты по эволюционной психо­логии (например, Buss, 1990; Nisbett, 1990) и экономической антропологии (Fry, 1987) предположили, что определенные поведенческие механизмы формируются как реакция на давление факторов отбора. Ролевые различия, связанные с полом, отражают тот факт, что различные обстоятельства ведут к различным поведенче­ским реакциям, каждая из которых предопределена биологически.

Гилмор (Gilmore, 1990) высказывает предположение, что мужское поведение в стиле <шачо» является адаптацией к высокому уровню риска, связанному с добы­чей необходимых средств существования. Ощутимая разница в ролевых установ­ках, связанных с полом, которая наблюдается между двумя островами в южной части Тихого океана, Трук и Таити, подтверждает гипотезу Гилмора. Мужчины острова Трук — готовые к борьбе отчаянны^воины, неразборчивые в сексе, при этом предполагается, что женщина не возражает мужчине и ждет, что он защитит ее. Мужчины с острова Таити, напротив, не стремятся к достижениям материаль­ного характера или к конкуренции, они ведут себя пассивно и покорно, тогда как женщины, как правило, сексуально активны. Гилмор (Gilmore, 1990) объясняет эти различия разными способами добычи пищи. Жители Таити ловят рыбу в за­щищенных лагунах, где им ничто не угрожает, а рыба есть в изобилии. Жители Трука вынуждены ловить рыбу в открытом море, где вероятность не вернуться до­мой после проведенного в море дня достаточно высока. Таким образом, стиль «мачо» может представлять собой форму адаптации к риску, которая помогает мужчинам противостоять опасности.

Хотя некоторые предположения социобиологии и согласуются с представлени­ем о взаимодействии природы и воспитания, данная теория критиковалась на мно­гих уровнях (Gould & Lewontin, 1979). Действительно, многие из ее предположе­ний не подтверждаются эмпирическими данными (Travis & Yeager, 1991).

Половой диморфизм

Биология не определяет судьбу, но биологические факторы, безусловно, вносят существенный вклад в формирование тендерных различий. Термин биологический часто используют, когда имеют в виду гены, в данном случае половые хромосомы, но понятие «биологический» дол ж но-включать также влияние условий, в которых находится организм в период внутриутробного и постнатального развития, и час­то деятельность в этих условиях определяется культурой. Например, длительность периодов сна может изменяться в зависимости от детерминируемого культурой распорядка дня матери, а усвоение навыков сидения и хождения определяется принятой в данной культуре практикой ухода за детьми (Super & Harkness, 1982).

Новорожденные мальчики крупнее и активнее девочек (Eaton & Eims, 1986), у них более высокий уровень основного обмена веществ, лучше развита мускулату­ра и более высокий порог болевой чувствительности (Rosenberg & Sutton-Smith, 1972). До подросткового возраста (3-10 лет) половые различия в морфологии и гормональном статусе невелики, но наблюдаемые различия соответствуют поло­вому диморфизму, который проявится позднее (Tanner, 1961, 1970).

Взрослые мужчины выше ростом, имеют более массивный скелет, более высо­кий коэффициент соотношения мышечной и жировой массы, более высокий уро­вень насыщения крови кислородом, больше волос на теле, к тому же у представи­телей разных полов разные первичные и вторичные половые признаки (D'Andrade, 1966; Tanner, 1961). Первая группа различий связана с большей силой и выносли­востью мужчины и, судя по всему, связана с более продолжительным периодом взросления мальчиков и гормональными изменениями, которые проявляются пос­ле 8 лет (Ember, 1981). Тем не менее эти различия имеют место лишь в рамках определенных групп населения, но не между ними, и существуют лишь примени­тельно к средним групповым показателям, а не к сравнениям отдельных индиви­дов (Munroe, 1975/1994). Многие женщины сильнее и активнее многих мужчин.

Влияние культуры

Несмотря на то что биологические факторы могут создавать определенные предпо­сылки и ограничения для развития, важной детерминантой развития являются так­же социокультурные факторы (Best & Williams, 1993; Munroe & Munroe, 1975/1994; Rogoff, Gauvain & Ellis, 1984). Культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя, как осуществляется родовспоможение, как происходит социализация детей, как одевают детей, какое поведение считается разумным, чему обучают детей, какие функции берут на себя взрослые мужчины и женщины. Возможности и форми­рование поведения ребенка определяются культурой, даже если это поведения рас­сматривается как детерминированное биологическими факторами. Культурные уни­версалии в различиях полов часто объясняют сходством в практиках социализации, в то время как культурные различия относят за счет различий процесса социализации.

К наиболее известным, хотя и вызывающим определенные сомнения, примерам культурного своеобразия поведения, связанного с половой принадлежностью, от­носится классическое исследование трех племен из Новой Гвинеи, проведенное Маргарет Мпд (Mead, 1935). Мид говорила о том, что, с точки зрения западных представлении, в данных обществах и мужчины и женщины обладают как маску­линностью, так и фемининностыо, их поведение не соответствует принятой сексу­ально-ролевой ориентации.

Яркую иллюстрацию глубинной природы половых различий дает история из­раильских кибуцев, основанных в 1920-е годы. В них была предпринята целена­правленная попытка сформировать эгалитарное общество (Rosner, 1967; Snarey & Son, 1986; Spiro, 1956). Сначала там не было разделения труда по половому при­знаку. И мужчины и женщины работали в полях, управляли тракторами и работа­ли на кухне и в прачечной. Однако время шло, повысилась рождаемость, и выяс­нилось, что женщины не могут взять на себя многие виды физической работы, с которыми справляются мужчины. И вскоре женщины взяли па себя именно те функции, от которых, как считалось сначала, они стремились освободиться -стряпню, стирку, обучение детей и уход за ними. Очевидно, попытка организовать в кибуцах справедливое разделение труда не оказала большого влияния на детей. Карлсон и Барнес (Carlsson & Barnes, 1986), исследуя представления о типичном сексуально-ролевом поведении мужчин и женщин и восприятие собственнойпо­ловой принадлежности, не обнаружили культурных или половых отличий детей, которые выросли в кибуцах, от шведских детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.