Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уход за детьми и забота о них



Вейснер и Галлимор (Weisner & Gallimore, 1977) проанализировали данные по 186 обществам и пришли к выводу, что в первую очередь уходом за младенцами и присмотром за ними занимаются матери, взрослые родственницы и девочки. Однако как только малыши подрастут, ответственность за их воспитание берут на себя не только их сестры, но и братья. Братья и сестры в качестве нянек играют основную роль в социализации в обществах, в которых дети 2-4 лет проводят с та­кими няньками более 70 % времени ежедневно. В таких обществах матери прово-

дят большую часть времени, занимаясь разного рода производительной деятельно­стью, не посвящая все время исключительно материнским обязанностям (Greenfield, 1981; Mintern & Lambert, 1964), хотя во всех культурах дети видят в матери того, кто за них отвечает.

Фактически в 20% из 80 обследованных культур (Katz & Коппег, 1981; West & Konner, 1976) отцы достаточно редко или никогда не занимались младенцами. Близкие отношения отцов с младенцами были выявлены лишь в 4 % культур, но даже при такой близости отцы проводили с младенцами лишь 14 % своего времени и обеспечивали лишь 6 % потребностей по уходу за ними. В большинстве обществ общение отца с детьми в основном представляет собой игры (R. L. Мипгое & Мипгое, 1994).

Отсутствие отца связывается с чрезмерно агрессивным или гипермаскулинпым поведением (Katz & Коппег, 1981; Segall, 1988; В. В. Whiting, 1965). При длитель­ном отсутствии отца, например из-за войны или продолжительных уходов в море (Gronseth, 1957; Lynn & Sawrey, 1959), сыновья ведут себя явно немужественпым образом, обнаруживая высокий уровень зависимости, чрезмерно буйную фанта­зию, наряду с гипермаскулинным поведением.

Отцы уделяют меньше внимания дочерям, чем сыновьям, и в большей степени, чем матери, поощряют деятельность, определяемую полоролевой ориентацией (Lytton & Romney, 1991). Воспитательная роль матери в одинаковой мере важна для мальчиков и девочек, однако отец обычно играет более важную роль в воспи­тании сыновей (Rohner & Rohner, 1982). Маки (Mackey, 1985; Mackey & Day, 1979) наблюдал за поведением детей и родителей в общественных местах в 10 различных культурах и обнаружил, что девочки чаще были в группах, в которых не было взрос­лых мужчин, тогда как мальчики чаще находились в группах, которые целиком состояли из мужчин, эти различия усиливались с возрастом.

Сверстники

В детстве и юности важную роль при социализации играют сверстники. Влияние сверстников возрастает по мере взросления детей, помогая структурировать пере­ход от детства к зрелости (Edwards, 1992).

Анализ взаимодействия детей 2-10 лет со сверстниками, который проводился в рамках исследования шести культур и шести дополнительных выборок (Edwards, 1992; Edwards & Whiting, 1993), показал универсальную в кросс-культурном от­ношении устойчивую тенденцию к предпочтению представителей своего пола, ко­торая проявляется после 2-летнего возраста. У детей постарше сегрегация по поло­вому признаку встречается очень часто. Здвардс высказывает предположение, что влечение к себе подобным может мотивироваться желанием понять самого себя, а сверстники того же пола — это лучшее зеркало. Для ребенка сверстники - это те, кто имеет сходные с его собственными возможности и предпочтения определен­ных видов деятельности, но они же еще и обеспечивают возможности для сопер­ничества и конфликтов.

Обряды инициации подростков, которые обнаруживаются во многих культу­рах, имеют своей целью отделить инициируемого от родных; подготовить его к приемлемым в рамках данной культуры сексуальности, доминированию и агрес­сии; заложить основы преданности группе сверстников; укрепить политические

связи. Коллективные ритуалы более распространены применительно к мальчикам, чем к девочкам, и чаще встречаются в обществах воинов, которые делают акцент на различиях в деятельности, свойственной мужчинам и женщинам (Edwards, 1992). Хотя западное образование начинает менять обряды инициации, их следы тем не менее остаются.

Образование

Условия образования также оказывают существенное влияние на поведение детей. Наблюдения-за учениками пятых классов в Японии и США показывают, что учи­теля в обеих странах уделяют больще внимания мальчикам, причем оценивая их негативно, и что большее внимание нельзя объяснить плохим поведением или не­выполнением заданий (Hamilton, Blumcnfeld, Akoh & Miura, 1991).

Установки родителей в отношении успеваемости могут также оказывать значи­тельное воздействие на достижения детей. Серпелл (Serpell, 1993) обнаружил, что в Замбии считается, что образование важнее для мальчиков, чем для девочек, по­этому ответственность за учебу в школе обычно берет на себя отец, тогда как мать главным образом занимается уходом за детьми. В Китае, Японии и США матери считают, что мальчики должны лучше успевать по математике, а девочки лучше справляться с чтением (Lummis & Stevenson, 1990), хотя на самом деле и те и дру­гие показывают одинаковый уровень успеваемости по этим дисциплинам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.