Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка культурных факторов



Отдельные культуры, как и отдельные личности, уникальны, нет двух культур, которые были бы точным подобием друг друга. Выходя за пределы простого опи­сания или конкретных гипотез, традиционная наука не слишком хорошо справля­ется с этой уникальностью, предпочитая сосредоточить свое внимание на момен­тах общности, таких как системы классификации. Чтобы изучить влияние культу­ры как предпосылки или независимой переменной, исследователи распределили общества по категориям на основе множества признаков. Общества классифици­ровались в соответствии с моделями проживания (например, патрилокальные, неолокальные),культурными ценностями (например, индивидуализм-коллекти­визм по Хофстеде — Hofstede, 1980; автономия-устойчивость, иерархия-господ­ство по Шварцу — Schwartz, 1990) и межличностными отношениями (например, горизонтальные/вертикальные по Триандису — Triandis, 1995). При использова­нии таких классификаций культура может рассматриваться как всеобъемлющая объяснительная схема для множества феноменов или как набор ценностей, норм или установок. В том и в другом случае предполагается, что культура оказывает прямое или опосредованное влияние на поведение (Lonner & Adamopoulos, 1997). Различные системы классификации подвергались критике за то, что носили чрез­мерно общий характер и не принимали во внимание ситуационные переменные. Например, в определенных ситуациях человек может вести себя как индивидуалист (на работе), а в других — как коллективист (в семье), что иллюстрирует важность ситуации. Мацумото и его коллеги (Matsumoto, Weissman, Preston, Brown & Kupper-busch, 1997) учли это обстоятельство, сочетая исследование культуры с исследова­нием ситуации, при оценке поведения индивидов в отношении индивидуализма/ коллективизма в четырех различных социальных контекстах. Подобные тонкости при определении культуры необходимы для более глубокого осмысления того, как культура и конкретные культурные практики влияют на поведение.

Вопросы, связанные с развитием

Будущие исследователи тендерных представлений в различных культурных груп­пах должны обратиться к вопросу, каким образом социальные связи и социальное поведение меняются с возрастом. Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что в ША мальчики в возрасте 2 года 9 месяцев не реагируют на устные запрещения своих товарищей-девочек. Она высказывает предположение, что общение с невос­приимчивыми партнерами вызывает неудовольствие девочек, поэтому они избе­гают мальчиков. Это ведет к тому, что представителям собственного пола отдается предпочтение при выборе товарищей по играм, причем данные о таком предпочте­нии были выявлены во множестве разных культурных групп (R. L. Munroe et al., 2000). Тем не менее причины такого предпочтения до сих пор не исследовались в кросс-культурном контексте.

Кроме того, Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что социальные группы, состоящие из представителей мужского пола, в большей степени интересуются

проблемами лидерства и проникнуты духом соперничества, при этом мальчики часто используют угрозы, командуют и хвастаются своей силой. Девочки, напро­тив, в большей степени склонны к выражению согласия, они готовы промолчать, чтобы дать своему партнеру возможность высказаться. Маккоби полагает, что про­цессам, происходящим в семье, придавалось слишком большое значение в форми­ровании соответствующих аспектов поло-ролевого поведения, и подчеркивает при этом значимость влияния групп сверстников. Диапазон вариаций и многообразие взаимоотношений*в семье и отношений со сверстниками, которое наблюдается в разных культурных группах, дает исключительную возможность изучения форми­рования социально-ролевых тендерных установок. Специалисты по кросс-куль­турным исследованиям только приступают к исследованию данных вопросов, свя­занных с формированием социального поведения детей в других обществах.

Выводы

Ввиду количества и разнообразия материала, рассмотренного в данной главе, лю­бые итоговые замечания должны носить самый общий характер. Наибольшее впе­чатление производит открытие того, что панкультурное сходство в половых и тен­дерных вопросах является гораздо более ощутимым, чем культурные различия. В самом деле, структуры взаимоотношений мужского и женского пола в разных со­циальных группах удивительно схожи. Относительно незначительные биологиче­ские различия между полами могут усиливаться или смягчаться в ходе культур­ных практик и социализации, в результате тендерные различия в ролевой ориен­тации и повелении обычно носят умеренный характер, однако в некоторых случаях являются культурно значимыми. Прибегая к спортивной метафоре, можно сказать, что тендер не создает новой игры в мяч в каждой культуре, однако вносит относи­тельно незначительные изменения в правила очень старой игры в мяч. Следова­тельно, есть основания говорить о панкультурной модели с некоторыми вариаци­ями, которые определяются влиянием конкретной культуры.

В определенном отношении удивительно, что многие кросс-культурные исследо­вания, касающиеся тендерных проблем, не имеют теоретической базы, хотя существу­ет несколько исследований, согласующихся с различными гипотезами, которые яв­ляются производными существующих теорий. Для дальнейшего совершенствования тендерных представлений будущие исследования должны рассмотреть теоретиче­ские вопросы, связанные с влиянием культуры на поведение. Лонгитюдные исследо­вания обществ, которые находятся в состоянии стремительного социально-экономи­ческого развития, могут быть посвящены вопросу о том, будут ли тендерные пред­ставления трансформироваться в том направлении, которое прогнозирует теория.

И наконец, исследования в различных сферах общественной науки и науки, занимающейся изучением поведения, часто проводились в отрыве друг от друга. Немногие исследователи занимались изучением взаимосвязи между культурны­ми практиками, такими как обряды инициации (тема, характерная для антрополо­гов) и развитием личности (тема, которая, как правило, изучается в рамках психо­логии). В стремлении понять воздействие культуры на поведение антропологи и психологи должны больше учиться друг у друга. Возможно, развивающаяся куль-

турная психология вместе с кросс-культурной психологией поможет навести мос­ты между разными дисциплинами, признав, что культура функционирует одновре­менно как независимая и как структурирующая переменная.

Примечания

1. Хотя теория психоанализа и оказала существенное влияние на первые кросс-культурные исследования тендерных различий (см. Burton & Whiting, 1961; Freud, 1939; Mead, 1949; Munroe & Munroe, 1994; R. L. Munroe, Munroe & Whiting, 1981), в последнее время ей уделялось мало внимания, и она не рас­сматривается в данной главе.

2. Запросы, связанные с переводами Контрольной таблицы прилагательных можно прислать на имя Деборы Бест, Deborah L. Best, Department of Psycho­logy, Box 7778, Wake Forest University, Winston-Salem, NC 27109 или по элек­тронной почте best@wfu.edu.

 

Часть III

Культура и личность

ГЛАВА 12

Культура и контроль

Сузуму Ямагучи

Каким образом индивид контролирует себя, окружающих и свое окружение в процессе повседневной жизни ~ один из центральных вопросов индивидуаль­ной психологии. Всамомделе, как следует из содержания данной главы, иссле­дования традиционной психологии определенно подтверждают, что первичный личный контроль результатов собственной деятельности тесно связан с автоно­мией, индивидуальностью, Я-концепциями и самоуважением. Процессы контро­ля также весьма важны для Я-конструирования и тесно связаны с основными социальными и культурными ценностными ориентациями, которые имеются в жизни каждого и являются для нас руководящими жизненными принципами.

В этой главе Ямагучи дает великолепный анализ проблемы контроля. Он вы­ходит далеко за рамки элементарных представлений о контроле, обычно изла­гаемых в традиционной психологии, рассматривая не только непосредствен­ный личный контроль (разновидность контроля, которой, как правило, занима­ется традиционная психология), но также и три другие разновидности контроля: непрямой контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. Ямагучи предполагает, что эти разновидности контроля преобладают в куль­турах, в которых гармония межличностных отношений ценится выше, чем ав­тономия и индивидуальность. Он утверждает, что доминирующие в культуре ценностные ориентации способствуют формированию и использованию раз­личных стратегий контроля при стремлении индивида адаптироваться к усло­виям окружающей среды.

Ямагучи говорит также о двух разных типах объектов контроля — первичных и вторичных — и четырех подвидах каждого из них. В соответствии с его описанием при первичном контроле объектом контроля являются внешние реалии, суще­ствующие в физическом и социальном окружении индивида. При вторичном кон­троле объектом контроля становится сама личность. Раньше в литературе быто­вало мнение, что выходцы из Восточной Азии по сравнению с американцами при­бегают к первичному контролю реже, чем к вторичному. Однако, по мнению Ямагучи, хотя с теоретической точки зрения это не вызывает сомнений, имею­щиеся исследования не подтверждают эти предположения. Ямагучи переосмыс­ливает данные представления и высказывает предположение о том, что первич­ный контроль имеет функциональное преимущество перед вторичным контро­лем лишь в том случае, когда индивид нуждается в срочном удовлетворении биологических потребностей или если в рамках определенной культуры психо-

В данную часть книги включены четыре главы, которые посвящены фундамен­тальным вопросам, объединенным темой личности. На самом деле, однако, многие из проблем, которые рассматриваются в этих главах, выходят за пределы рамок, определенных разделом, включая обсуждение многих базовых психологических процессов, а также вопросы социального характера. Поэтому читателю не стоит искать в этих главах (как и в любых других главах этой книги, если уж речь зашла об этом) материал лишь по одному-единственному направлению психологии.

В главе 12 Ямагучи представляет уникальный глубокий анализ проблем, свя­занных с контролем, широко понимая его применимость и сферу использования в культурах, в которых автономия и первичный, прямой, личный контроль, возмож­но, не являются предпочтительным методом контроля. Переосмысливал пробле­мы контроля, Ямагучи предполагает, что различные культуральные ценности мо­гут приводить к использованию разных стратегий контроля, каждая из которых ведет к достижению психологического благополучия с точки зрения конкретного человека. Значение этих идей для будущих теоретических изысканий и исследо­ваний, касающихся личности в различных культурах, огромно.

В главе 13 Пенг, Эймс и Ноулс рассматривают три основных теоретических подхода, которые определили пути развития кросс-культурных исследований умо­заключений, и дают обширный обзор исследований в данной области. Они пред­лагают интегрированную модель, которая является результатом синтеза трех под­ходов и представляет собой единую универсальную модель влияния культуры на умозаключения, и говорят о потребности интеграции подхода и метода в будущем, если исследования в данной сфере будут развертываться и дальше.

В главе 14 Танака-Мацуми дает подробный обзор кросс-культурной литерату­ры, касающейся психических расстройств и рассматривает эту область исследова­ний в исторической перспективе. Приводя данные, полученные в рамках etic- и emic-подходов и обсуждая преимущества и недостатки каждого из них, она выступает за интеграцию обоих подходов в рамках будущих исследований в области концеп­ций, теории и методики. Она также выступает за то, чтобы культура рассматрива­лась с точки зрения функционирования в определенном контексте, что будет спо­собствовать развитию кросс-культурной научно-исследовательской работы в дан­ном направлении.

В главе 15 Ли и Сью говорят о монокультурном характере традиционных подхо­дов клинической психологии, несмотря на все более глубокое понимание важно­сти фактора культуры при оценке, в психопатологии и в процессе лечения. Сде­ланный ими обзор проблем, касающихся тестирования и лечения, — единственный в своем роде, при этом они выступают за интеграцию и сближение подходов и дис­циплин в ходе дальнейшей работы в данной области с целью более глубокого по­нимания важности и разностороннего характера фактора культуры в клинической психологии.

Можно лишь повторить, что эти главы дают великолепное представление о пер­спективах дальнейшей эволюции кросс-культурной психологии и направлениях совершенствования и пересмотра методологических подходов, который необходим для достижения этих перспектив.

ГЛАВА 12

Культура и контроль

Сузуму Ямагучи

Каким образом индивид контролирует себя, окружающих и свое окружение в процессе повседневной жизни — один из центральных вопросов индивидуаль­ной психологии. Всамомделе, как следует из содержания данной главы, иссле­дования традиционной психологии определенно подтверждают, что первичный личный контроль результатов собственной деятельности тесно связан с автоно­мией, индивидуальностью, Я-концепциями и самоуважением. Процессы контро­ля также весьма важны для Я-конструирования и тесно связаны с основными социальными и культурными ценностными ориентациями, которые имеются в жизни каждого и являются для нас руководящими жизненными принципами.

В этой главе Ямагучи дает великолепный анализ проблемы контроля. Он вы­ходит далеко за рамки элементарных представлений о контроле, обычно изла­гаемых в традиционной психологии, рассматривая не только непосредствен­ный личный контроль (разновидность контроля, которой, как правило, занима­ется традиционная психология), но также и три другие разновидности контроля: непрямой контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. Ямагучи предполагает, что эти разновидности контроля преобладают в куль­турах, в которых гармония межличностных отношений ценится выше, чем ав­тономия и индивидуальность. Он утверждает, что доминирующие в культуре ценностные ориентации способствуют формированию и использованию раз­личных стратегий контроля при стремлении индивида адаптироваться к усло­виям окружающей среды.

Ямагучи говорит также о двух разных типах объектов контроля — первичных и вторичных — и четырех подвидах каждого из них. В соответствии с его описанием при первичном контроле объектом контроля являются внешние реалии, суще­ствующие в физическом и социальном окружении индивида. При вторичном кон­троле объектом контроля становится сама личность. Раньше в литературе быто­вало мнение, что выходцы из Восточной Азии по сравнению с американцами при­бегают к первичному контролю реже, чем к вторичному. Однако, по мнению Ямагучи, хотя с теоретической точки зрения это не вызывает сомнений, имею­щиеся исследования не подтверждают эти предположения. Ямагучи переосмыс­ливает данные представления и высказывает предположение о том, что первич­ный контроль имеет функциональное преимущество перед вторичным контро­лем лишь в том случае, когда индивид нуждается в срочном удовлетворении биологических потребностей или если в рамках определенной культуры психо-

логическое благополучие во многом зависит от сознания собственной незави­симости. В частности, вторая иллюстрация к главе показывает, насколько раз­личные пути могут вести к психологическому благополучию в разных культурах.

Нет необходимости говорить о том, насколько уникален, интересен и глу­бок анализ Ямагучи. Представляя собственные идеи и модели, Ямагучи высту­пает за пересмотр важнейших психологических концепций, таких как самоува -жение, Я-концепция и Я-конструирование в рамках модели, учитывающей куль­турное многообразие. Он определяет различные пути понимания сути бытия, которые зависят от культурного контекста и фундаментальных психологиче­ских ценностных установок, связанных с данным контекстом, и показывает, каким образом личность избирает один или несколько таких путей в зависимости от культуры и ценностных установок. Такое переосмысление весьма существен­но для переоценки и перестройки всей научно-исследовательской работы, свя­занной с пониманием личности и психологического благополучия в разных куль­турах, в том числе таких тем, как самосовершенствование, самоэффективность и т. д. Сформулированные с учетом различий между Востоком и Западом, пред­ставленные модели и идеи применимы к разным культурам.

Идеи Ямагучи способствуют также появлению в будущей эмпирической ра­боте важных инноваций. Так, его предложения по тестированию коллективной самоэффективности требуют методов, позволяющих запланировать и оценить коллективные действия и обеспечить критерии оценки влияния коллектива на показатели индивида, то есть сделать то, что не удается сделать при помощи существующих психологических методов и аналитических методик. Его идеи также вынуждают нас пересмотреть определения автономии, благополучия и самоэффективности и, врезультате, возможно, приведут к изменениям в про­ведении исследований данных конструктов.

Как утверждает Ямагучи, две линии поведения, которые он приводит в ка­честве примера на второй иллюстрации, не являются несовместимыми или вза -имоисключающими. Для любого индивида есть возможность совмещения этих и иных путей, причем в разных культурах и контекстах люди различным обра­зом сочетают в своем поведении множество разнообразных подходов. Такая точка зрения предвещает пересмотр нашего понимания эго и личности в раз­ных культурах и означает решительный шаг в направлении создания панкуль-турной психологии, что созвучно центральной теме данной книги.

В пятнадцать я открыл свое сердце учению.

В семьдесят я следовал желанию своего сердца, не переступая черту.

Конфуций (Confucians, 1979, р. 63)

Конфуцианский идеал предполагает, что личность может легко адаптировать-ся к окружающей среде. Конфуцианство рассматривает человека как неотъемле­мую часть организованного космоса, при этом он обладает нравственностью, по­зволяющей сохранять гармонию, В соответствии с таким подходом зрелая лич­ность, подобная Конфуцию, может безмятежно существовать, избегая конфликтов

между внутренними потребностями и желаниями и внешним миром, что и пред­ставляет ценностную ориентацию Востока на поддержание гармонии с внешним миром. В американской культуре самостоятельность и независимость личности ценятся выше, нежели гармония с внешним миром (Sampson, 1977, 1988). Лич­ность, сориентированная на американскую систему ценностей, стремится обрести способность овладеть общественными и материальными ресурсами до такой сте­пени, чтобы для собственного удовольствия стать независимой и самодостаточной. Таким образом, идеальные взаимоотношения между личностью и окружающим миром в США принимают совершенно иные формы по сравнению с теми, которые проповедует философия конфуцианства (Kim, 1994; Triandis, 1994). Отсюда основ­ная задача данной главы — понять, каким образом различия в основных ценност­ных ориентациях между США и Азией могут повлиять на то, как личность строит свои отношения с окружающим миром.

Перед тем как приступить к подробному рассмотрению влияния культуры на установки личности, связанные с контролем, мы немного отклонимся от темы и докажем, что жители Восточной Азии действительно придают большее значение гармонии с окружающим миром, нежели автономии, в то время как представите­лям западных культур свойственна диаметрально противоположная позиция.

Гармония и автономия

Шварц (Schwartz, 1992), делая обзор системы ценностей, показывает, что соци­альная гармония (то есть конформизм, защищенность, традиция) ценятся выше в коллективистском обществе, таком, например, как Тайвань, чем в обществе, постро­енном на договорной основе, например в Новой Зеландии. В свою очередь, цен­ность власти, определяемой как «активный контроль социального окружения путем самоутверждения» (Schwartz, 1994, р. 103), в США выше, чем в странах Восточной Азии. Кван, Бонд и Сингелис (Kvvan, Bond & Singelis, 1997) показали, что гармо­ничные отношения — более значимая детерминанта для самооценки студента кол­леджа в Гонконге, чем в США.

Жители Восточной Азии не просто высоко ценят гармонию, сохранение гармо­нии служит одним из важнейших руководящих принципов в повседневной жизни, что проявляется в обучении, уважении к родителям, рекламных объявлениях, дискуссиях и способах разрешения конфликтов. Шигаки (Shigaki, 1983) обнаружил, что наиболее важной ценностной установкой воспитателей детских садов в Японии является поддержание гармоничных взаимоотношений. Сунг (Sung, 1994) сравни­вает мотивацию взрослых детей, ухаживающих за пожилыми родителями, в Корее и Америке. Для корейцев гармония в семье — важная мотивация заботы о пожи­лых родственниках, однако американцы не упоминают о ней. Хан и Шэвитт (Han & Shavitt, 1994) обнаружили, что рекламные объявления в журналах США затрагива­ют моменты, касающиеся личной выгоды и индивидуальных предпочтений, тогда как рекламные объявления в Корее обращаются к моментам, связанным с преиму­ществами для группы, гармонией и целостностью семьи. С помощью дополнитель­ных экспериментов они доказали также, что реклама, которая делает акцент на благе семьи или группы, в США менее убедительна, чем в Корее.

Пранти, Клопф и Иши (Prunty, Klopf & Ishi, 1990a, b) обнаружили, что студен­ты университетов в Японии меньше стремились к спорам, выше ценили гармонию отношений в группе и чаще избегали полемики, чем американские студенты. Со­гласно Трубиски, Тинг-Туми и Лину (Trubisky, Ting-Toomey & Lin, 1991) тайвань­ские студенты предпочитают разрешать конфликты, возникающие в группе, при­бегая к «любезности (например, соглашаясь с предложением члена группы)», «из­беганию (например, воздерживаясь от полемики с членом группы)», «объединению (например, принимая совместное решение или учитывая подход другого члена группы)» и «идя на компромисс (то есть пытаясь найти золотую середину и избе­жать крайностей, чтобы выйти из тупика)». Перечисленное отличает их подход от поведения американских студентов. -

Лейнг и Линд (Leung & Lind, 1986) показали, кроме того, что студенты послед­него курса в США предпочитают разрешать конфликты в процессе состязательной процедуры, нежели улаживать их без полемики, тогда как китайским старшекурс­никам не свойственен такой подход. Подобное обнаружили Обучи, Фукушима и Тедеши (Ohbuchi, Fukushima & Tedeschi, 1999), когда просили американских и японских студентов вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию из соб­ственной жизни и оценить ее с точки зрения целевой ориентации, достижения цели и тактики при разрешении конфликта. Японские студенты стремились избежать конфронтации с противной стороной, в то время как американские студенты на­стойчиво отстаивали свои притязания. Кроме того, исследователи обнаружили, что наиболее значимой целью для японских студентов было сохранение позитивных 'отношений с противной стороной, тогда как для американцев самым существен­ным моментом было восстановление справедливости. Лейнг (Leung, 1988) пока­зал, что китайцы из Гонконга в меньшей степени стремятся к конфликту, когда их потенциальный оппонент принадлежит к той же группе, что и они сами, по сравне­нию с американцами. Так же Лейнг (Leung, 1987) продемонстрировал, что, по ощу­щениям жителей Гонконга, посредничество и переговоры могут снизить уровень враждебности между оппонентами и что гонконгцы прибегают к этим процеду­рам чаще, чем американцы.

Краткий обзор, приведенный выше, показывает, что в Восточной Азии превы­ше всего ценится сохранение гармонии, а не автономия. Хотя и сохранение гармо­нии, и автономия важны в любой культуре, при столкновении ценностных ориен­тации жители Восточной Азии обычно придают большее значение гармонии, не­жели автономии. Поэтому основная задача этой главы — осмысление установок, связанных с контролем, и сопоставление подходов к контролю у народов, которые, подобно жителям Восточной Азии, превыше всего ценят гармоничные отношения с социальным и физическим окружением, с подходами тех, кто ценит автономию больше, чем гармонию, как жители Северной Америки.

Более подробно я останавливаюсь на том, как две системы ценностных ориен­тации влияют на выбор личностью того, кто выступает в качестве агента контроля. Им не обязательно должен быть сам индивид. Это может быть другой человек или коллектив, к которому он принадлежит, Например, починить машину человек может тремя разными способами, в зависимости от того, кто выполняет работу. Во-первых, владелец может в авторемонтную мастерскую. Во-вторых, можно обра­титься в авторемонтную мастерскую. В-третьих, можно отремонтировать машину

совместными усилиями с помощью родственников и друзей. В следующих разде­лах я доказываю, что выбор агента контроля определяется двумя ценностными ориентациями, о которых я говорил выше. Объектом контроля для людей могут быть как они сами, так и окружающая среда (Rothbaum, Weisz & Snyder, 1982). Ученые утверждают, что жители Восточной Азии пытаются в первую очередь из­менить себя, а не окружающий мир, в то время как представители западных куль­тур стараются изменить существующие реалии (например, Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984). Я анализирую с концептуальной точки зрения взгляды Ротбаума и Вайса и привожу обзор соответствующей литературы. Затем я представляю про­грамму будущих исследований.

Понятие контроля

Хотя концепция контроля представляется достаточно простой, исследователи не могут прийти к консенсусу в его дефиниции (см. обзор в работе Skinner, 1996). Например, Томпсон определяет его с когнитивной точки зрения (Thompson, 1981) как веру в то, что в распоряжении человека имеется реакция, которая может пре­дотвратить нежелательный ход событий (р. 89), тогда как Скиннер, Чэпман и Болте (Skinner, Chapman & Baits, 1988) определяют контроль как степень, в которой агент может обеспечить желаемый результат (р. 118). Скиннер (Skinner, 1996) заверша­ет детальное рассмотрение конструктов, связанных с контролем, выводом о том, что прототипом контроля является личный контроль, при котором агент контроля — эго. Поэтому большинство исследователей, работающих в данном направлении, возможно, имеют в виду именно личный контроль, когда упоминают просто кон­троль. Тем не менее поскольку агентом контроля может быть не только эго, про-тотигшчность личного контроля может отражать ценностную ориентацию культу­ры на предпочтительность личного контроля по сравнению с другими его видами, поскольку именно он способствует автономии личности. Поэтому, говоря о контроле, я имею в виду просто «достижение намеченного результата» (Weisz et al., 1984, p. 958), поскольку данное определение не связано с ценностными ориентациямп культуры.

Агент контроля

Агентом контроля в настоящем контексте называется человек или коллектив, который способствует достижению конкретного результата. В качестве агента мо­гут выступать: индивидуум, обладающие определенными возможностями другие люди или коллектив, например группа или организация. Я рассматриваю вопрос о том, каким образом соображения, связанные с автономией и гармонией, могут повлиять на выбор агента.

Личный контрольНепосредственный личный контроль

Вероятно, люди, ценящие автономию, предпочтут личный контроль, в рамках ко­торого в качестве агента выступает сам индивид. Когда данная функция выражена явным образом, индивид чувствует свою самоэффективность особенно глубоко, что, в свою очередь, позволяет максимально ощутить собственную автономию.

Я определяю данный вид контроля как непосредственный личный контроль, ко­торый можно противопоставить непрямому личному контролю, предполагающе­му скрытый характер агента или занижение его роли (табл. 12.1).

Таблица 12.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.