Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. МИКРОСКОП, ЕГО УСТРОЙСТВО И РАБОТА С НИМ



Ботаника

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по направлению «Лесное дело»

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

УДК 581 (078)

ББК 28.57

Б 86

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 12.08.2010 г.

Утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры плодоводства и овощеводства, протокол № 4 от 20 ноября 2013 г., методической комиссией лесохозяйственного факультета, протокол № 6 от 21.01.2014 г., методической комиссией агрономического факультета, протокол № 7 от 30.01.2014 г.

Рецензенты:

Кандидат с.-х. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ИжГСХА

Т.Н. Тутова

Кандидат с.-х. наук, доцент каф. земледелия и защиты растений ИжГСХА Е.Л. Семенова

Кандидат с.-х. наук, доцент каф. лесоводства и лесных культур ИжГСХА

Н.М. Итешина

 

Составители:

Е.В. Соколова – кандидат с.-х. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА;

Г.Я. Петров – кандидат биол. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.

 

Б 86 Ботаника: учебно-методическое пособие /сост.: Е.В. Соколова, Г.Я. Петров. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 107 с.

 

В учебном пособии изложены ботанические сведения по анатомии, морфологии и систематике растений, дана последовательность выполнения лабораторно-практических работ по ботанике и требования к их оформлению. Включены описания лабораторно-практических работ, которые охватывают основные разделы ботаники: цитологию растений, гистологию, органографию, систематику растений, классифицирующую все многообразие существующих видов. В работах приведены контрольные вопросы для самопроверки.

Учебное пособие по ботанике предназначено для студентов лесохозяйственного факультета.

УДК 581 (075,8)

ББК 28.5я73-9

ISBN

 

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014.

© Соколова Е.В., Петров Г.Я., сост., 2014.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………
Тема № 1. Микроскоп, его устройство и работа с ним………………………
Тема № 2. Форма клеток. Пластиды…………………………………………….
Тема № 3. Запасные питательные вещества растительной клетки…………
Тема № 4. Образовательные и основные ткани……...…………………………
Тема № 5. Покровные ткани………………………..…………………………
Тема № 6. Механические ткани…………………………..……………………
Тема № 7. Проводящие ткани. Сосудисто-волокнистые проводящие пучки..
Тема № 8. Анатомическое строение корня……….…………………………….
Тема № 9. Анатомическое строение стебля (пучковый тип)…………………
Тема № 10. Анатомическое строение стебля (непучковый тип)……………
Тема № 11. Морфология листа…………………………………………………
Тема № 12. Анатомическое строение листа…………………..............................
Тема № 13. Грибы (зигомицеты, аскомицеты)………………………………….
Тема № 14. Отдел Моховидные (Bryophyta), и Плауновидные (lycopodiophyta)…………………………………………………………………….
Тема № 15. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) и Папоротниковидные (Polypodiophyta)…………………………………………………………………….
Тема № 16. Отдел Голосеменные (Gymnospermae)……………………………
Тема № 17. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae). Морфология цветка…
Тема № 18. Анатомия пыльника и завязи……………………………………….
Тема № 19. Типы семян………………………………………..............................
Тема № 20. Типы плодов…………………………………………………………
Тема № 21. Типы соцветий……….………………………………………………
Тема № 22. Морфологический анализ и определение растений………………
Тема № 23. Лесные растения Удмуртии…………………………………………
Самостоятельная работа студентов……………………………………………..
Словарь наиболее употребляемых терминов………………………....................
Приложения……………………………………………………………….……….
Список рекомендуемой литературы……………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

 

Ботаника – это наука о растениях. Ее задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции. Изучение как вегетативных, так и репродуктивных органов важно не только для понимания путей исторического развития важнейших органов и тканей цветковых растений, но и для обоснованного использования приемов, повышающих продуктивность лесных культур. Таким образом, ботанические знания в сельскохозяйственном вузе закладывают основу для изучения специальных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированных специалистов.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины. Весь материал распределен по занятиям. В каждом занятии рассмотрена определенная тема, дано задание, последовательность выполнения работы и требования к ее оформлению. Приведены контрольные вопросы для самопроверки.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования;

- способность распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионе дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние;

- знание роли основных компонентов лесных экосистем (растительного мира).

 

Тема 1. МИКРОСКОП, ЕГО УСТРОЙСТВО И РАБОТА С НИМ

Биологический микроскоп – это оптический прибор, с помощью которого можно получить увеличение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения (рис. 1).

 

 

 

Рисунок 1 – Микроскоп XSP – 104:

1 – основание; 2 – осветитель; 3 – светофильтр; 4 – конденсор; 5 – предметный столик; 6 – объективы; 7 – револьверная головка; 8 – монокулярная насадка; 9 – окуляр; 10 – штатив; 11 – измерительный нониус; 12 – ограничительный винт; 13 – держатель препарата; 14 – ручка грубой настройки; 15 – ручка тонкой настройки; 16 – рукоятка перемещения предметного столика; 17 – выключатель осветителя.

В микроскопе различают следующие части: оптическую и механическую. К оптической относят объективы, окуляры и осветительное устройство.

Оптическая часть микроскопа состоит из объективов и окуляров. Основную роль играет объектив, так как он обеспечивает изображение объекта. Окуляр только увеличивает изображение. Объективы ввинчиваются в гнезда револьверной системы. Они обращены к объекту исследования и состоят из системы линз, вмонтированных в оправу. Объективов обычно бывает несколько, разной силы увеличения. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами: ×8, ×40, ×90.

Окуляр обращен к глазу наблюдателя. Он состоит из линз и вставляется в верхнее отверстие тубуса микроскопа. К биологическому микроскопу обычно прилагаются окуляры с увеличением ×7, ×10, ×15. Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Осветительное устройство состоит из зеркала и конденсора с ирисовой диафрагмой, расположенных под предметным столиком. Зеркало служит для направления света через конденсор на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую. В учебных лабораториях с рассеянным светом обычно используют вогнутое зеркало. На некоторых микроскопах в качестве источника света используются лампы накаливания.

Механическая часть микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, револьвера, предметного столика, винта перемещения конденсора.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.