Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жанровая доминанта исторического романа в «Хронике времен Карла IX » П. Мериме



 

Интерес к истории у Мериме всегда совмещался с желанием понять своего современника. Роман « Хроника царствия Карла 9» переносит читателя в 1572 год. К этому времени исторический роман В. Скотта был уже широко известен, однако сами французы по-своему восприняли открытия шотландца; принимая необходимость связывать обычаи с историческими фактами, они ( Виньи, Гюго) большее внимание уделяли нравственной основе происходящих событий и душевному миру персонажей. Хроника времён Карла 9 формально основана на конфликте католиков и протестантов, который завершился избиением протестантов в ночь на святого Варфоломея, однако его подлинная сущность 0 в противостоянии гуманизма и антигуманизма во всех их проявлениях. Роман Миримее направлен против военного разрешения конфликтов, против гражданской войны. Для Франции эта проблема имела первостепенное значение после революции 1789 года, когда чуть ли не каждый год был отмечен восстаниями в том или ином регионе, жестоко подавляемыми правительственными войсками. И на той, и на другой стороне были французы. Один из героев романа замечает, что страшно убивать человека, который просит у тебя пощады на французском. Противоестественность гражданской войны в романе приводит к тому, что по разные стороны бастиона оказываются два родных брата – Жорж и Бертран. Жорж погибает по вине Бертрана, брат, проливший кровь брата не может найти себе оправдание.

 

Роман, в основе которого социально - нравственная проблематика, строится как произведение о частной жизни двух братьев, стремящихся сделать карьеру, добиться любви очаровательной придворной дамы. Такое перенесение акцентов на события личной жизни основано на концепции историзма Мериме.

 

В предисловии к роману автор пишет, что прочитал множество мемуаров и памфлетов, относящихся к концу 16 века., в том числе Сен-Симона, а он был придворным, и де Реца. Свое представление о воспроизведении прошлого Мриме изложил в предисловии к роману и главе 8 « Диалог между читателем и автором». В предисловии Мериме сообщает, что в истории любит только анекдоты ( т.е. события их жизни частных лиц). Мемуары Аспазии или ПЕриклова раба он предпочёл бы всем томам историка Фукидида. О нравах избранного им 16 века он получает из мемуаров. Второе условие – требование соблюдений нравов эпохи. « Убийство или отравление в 1500 году не внушали такого ужаса, какой они внушают теперь», - отмечает писатель. Вспомним, Стендаля, который утверждал, что в истории всё меняется каждые 50 лет. Следуя этому суждению, Мериме делает вывод, что парижские горожане, умерщвляя еретиков, твердо верили в то, что повинуются Небу.

 

И наконец, последнее размышление автора о законах исторического романа: « Я говорю лишь – предположим это». Удалённость во времени, многопричинность событий дают возможность создавать лишь версии событий и их истоков.

Глава 8 – это полемика с принципами историзма В. Скотта. Мериме отказывается подробно описывать и королевские покои и одежды участников королевской охоты. Портреты персонажей он предлагает посмотреть в музее. В лучшем случае, он передаёт лишь физические черты, и замечает, что на лице монарха нельзя было прочитать « Варфоломеевская ночь», так же как и на лице Марии Медичи не отражалось убийство Жанны дАльбре. То есть Мериме отказывается от принципа делать лицо зеркалом души. Персонаж его романа проявляется в действии.

 

Мериме не всегда даёт однозначное объяснение поведения персонажа. Особенно многозначителен финал, утешится ли Бертран и появился ли у Дианы де Тюржи новый любовник – остаётся только догадываться.

 

Госпожа Бовари».

 

Это был первый крупный обличительный роман Флобера. Решая главную задачу - обличение моральной и духовной деградации буржуа, Флобер пытается решить также очень важную эстетическую задачу.

Роман назван по имени главной его героини. Но она выступает на широком общественном фоне, названном в подзаголовке: «Провинциальные нравы». Затхлый провинциальный мещанский мирок беспощадно разоблачен Флобером.

Какие люди рядом с Эммой? Прежде всего ее муж - Шарль Бовари. В то время как Эмма бунтует против окружающей среды, Шарль всем доволен, ничем не возмущается, готов со всем и всеми примириться.

Другой представитель этого мира - кюре. Он призван утешать своей религией людей, но гораздо больше интересуется другими делами. в момент душевного потрясения он советует выпить чаю. Вот единственное «утешение», которое может предложить священник.

Но самой яркой, типической фигурой того мира, в котором живет мадам Бовари, является аптекарь Омэ. На словах он либерал, «передовой» человек, он не чужд даже «революционных» идей. Аптекарь Омэ - это яркий тип того беспринципного буржуа, который мог менять свои принципы ежедневно, мог принимать любое обличье в угоду власти. Насколько типична была эта фигура, видно из того резонанса, какой получил этот образ после напечатания романа.

Отношение автора к своей героине двойственно. Когда Флобер исходит из оценки той среды, в которой задыхается мадам Бовари и которую сам Флобер тоже ненавидит, он ей сочувствует. Флобер сказал однажды: «Бовари - это я сам». Но в то же время автор очень строго судит свою героиню.

Эмма воспитывалась в монастыре, где пристрастилась к чтению романов, где действовали идеальные «Герои» с большой буквы. Начитавшись подобной литературы, Эмма вообразила себя героиней одного из таких романов. Она мечтала о истинной любви, полной романтических тайн, поэзии.

Но та жизнь, которой живет Эмма, оказывается совсем непохожей на ее мечтания. Семейная ее жизнь весьма далека от того, о чем она мечтала в романах. Ее муж скучен и неинтересен; ее любовники пошлы и лживы.

Вся ее жизнь держится на обмане, ложь становится как бы ее второй природой. Она обманывает мужа, любовники обманывают ее. Она все более запутывается. Она начинает лгать даже тогда, когда нет надобности в этой лжи. Эмма кончает жизнь самоубийством. Флобер совсем не случайно останавливается на всех подробностях этой весьма непоэтической смерти от мышьяка. Эта картина смерти Эммы воспринимается как горькая ирония автора над своей героиней: она столько читала в романах о поэтических кончинах героинь, ее же смерть была так отвратительна.

Эмма поверила в то, что мечта о прекрасной любви может стать реальностью, может воплотиться в жизнь, но жизнь жестоко ее разочаровала. В этом и заключается ее трагедия.

Направляя свой роман «Мадам Бовари» против буржуазной тупости и пошлости, Флобер направляет его также против реакционной буржуазной литературы, пытавшейся романтизировать этот мир, приукрасить его и завуалировать.

«Романтические» герои Эммы - Родольф и Леон - оказываются весьма мало похожими на романтических героев с большой буквы. Они мелкие, пошлые люди. Флобер вводит в роман один замечательный эпизод: это объяснение в любви Родольфа и Эммы, которое происходит на сельскохозяйственной выставке. Именно здесь происходит безжалостное разрушение романтики. На фоне шума и гула Родольф говорит Эмме о своей любви.

Но не только в этом заключена глубокая ирония автора; порой он превращает свой роман в очень тонкую пародию на романтические романы с их искусственной композицией, с нагромождением необычайных приключений.

В романтических романах любовная интрига часто разрешалась похищением героини. Именно так должен поступить Родольф к Эмме, спасти ее от мужа. Но он хочет сам от нее убежать. Он мчится мимо ее дома на своей карете, спрятавшись в угол. Но Родольф, прежде чем убежать, согласно романтическим традициям, должен был написать своей героине письмо. Написав письмо, Родольф вспомнил, что романтические герои орошали свои письма слезами. У него слез не было. Он окунул палец в воду и побрызгал на письмо. Так получились «романтические» слезы.

Итак, по своему замыслу первый роман Флобера был очень сложным. Им была поставлена «великая проблема реализма». Так он называет разрушение всех романтических иллюзий.

Трагическое звучание романа в том, что Флобер не находит в действительности ничего, что могло бы противостоять разоблаченной им мечте. Отсюда чувство глубокой бесперспективности. Будущее - это самое страшное, что есть у человека в настоящем, не раз заявлял он.

Саламбо» (1862).

После «Мадам Бовари» он и принимается за такую «восточную сказку»: это его исторический роман «Саламбо». Первоначальное название было «Карфаген». Флобер много работал над этим романом и не раз его переделывал. Он совершил для него два путешествия в Африку.

«Саламбо» - исторический роман. Действие развертывается в Карфагенской республике в III веке до нашей эры. Одним из главных действующих лиц является вождь Карфагенской республики Гамилькар, известный в истории своими войнами с Римом. Возвратившись после одной из таких войн в Карфаген, Гамилькар начинает войну с наемными войсками, которые требовали уплаты жалования. Не получая его, они объявили войну Карфагенской республике. Эту-то войну описывает Флобер в своем романе.

Победа сначала склоняется на сторону Карфагена, но предводитель варваров Мато похищает из храма Таниты ее священное покрывало, которое должно принести удачу. После этого успех в войне неожиданно переходит на сторону варваров. Саламбо - дочь Гамилькара - отправляется в стан врагов, чтобы взять обратно священное покрывало богини Таниты. Там она встречает Мато. Мато и Саламбо полюбили друг друга. Между тем успех в войне снова переходит на сторону Карфагена. Роман заканчивается избиением варваров; они были загнаны в ущелье и там перебиты. После поражения варваров казнят Мато; вслед за ним умирает Саламбо.

Приступая к этому роману, Флобер мечтает создать «восточную сказку». Роман изумляет своим мастерством. Он как бы замечательная скульптура, где с большой силой изображен экзотический мир, жизнь и быт Карфагена. Особенным мастерством отличаются те страницы, где Флобер описывает храм Таниты. Перед читателем возникает удивительный мир, полный чудес. И тут же своеобразная ослепительная красота, окружающая богиню Таниту, скрытую своим покрывалом, сверкающим драгоценными камнями.

Война, которая описана в романе, начинается, как уже сказано, из-за того, что войска не получили причитающейся им платы. Флобер, заглянув в далекое прошлое, увидел, что в этом прошлом, так же как и в современной действительности, сильные порабощают слабых; он увидел, как прекрасная мечта, истинная любовь гибнут под натиском грубой силы.

Карфаген по своему политическому строю - аристократическая республика, но большую роль в политике играют представители церкви (жрец Сахабарим). Со стороны же варваров одним из вдохновителей войны является раб Спендий.

С поразительной силой изображены жестокие нравы этой эпохи. В романе последовательно нагнетаются всевозможные кошмарные картины: голод, пытки, казни, жертвоприношение детей и т. п.

Подобно тому как в своей современности Флобер увидел пошлость, измельчание, всеобщую деградацию, так, обратившись к далекому прошлому, он увидел жестокость, изуверство, фанатизм, варварство.

Особое место в романе занимают Мато и Саламбо; любовь героев кончается их гибелью. «Они умерли оттого, что коснулись священного покрывала Таниты»,- такими словами автор заканчивает свой роман. Образ богини Таниты получает символический смысл. Он художественное обобщение того «Прекрасного», того идеала, к которому, по мысли Флобера, вечно стремится человек, но который недостижим. Прикоснуться к нему - значит погубить его и погибнуть самим. Так погибают Мато и Саламбо, коснувшись «священного покрывала Таниты».

Вместо романтической «восточной сказки» Флобер создал глубоко реалистическое произведение и по идее, и по методу

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.