Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Красное и черное. Символика названия. Реализация идей



Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

О глубоком социальном смысле романа говорит уже его название. Под «красным» и «черным» Стендаль подразумевал столкновение двух сил — революции и реакции. Революция — это «красное». Реакция, восторжествовавшая в период Реставрации,— это «черное». Название романа подчеркивает в то же время и основные черты в характере героя — Жюльена Сореля. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе; отстаивая право своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим миром, как бы постоянно ставить «ва-банк».

Эпиграфом к своему роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!»

Композиция романа «Красное и черное» выдержана в традиции «единого героя». Но эта традиция нисколько не мешает Стендалю широко развернуть изображение социальной жизни. Этот роман — один из лучших социальных романов о Реставрации.

Делая центром изображения конфликт талантливой личности с буржуазным обществом, Стендаль тем самым выдвигает против него убийственный аргумент: если общество может доводить таких людей, как Жюльен Сорель, до гибели, ему должен быть вынесен категорический приговор.

Показывая движение своего героя по ступеням социальной лестницы, Стендаль рисует широчайшую картину жизни Франции периода Реставрации.

Провинциальный мирок города Верьера — это первая жизненная школа юного Сореля. Вот г-н де Реналь. Это интересный тип дворянина периода Реставрации, который соединяет в себе безграничную алчность промышленника и тупое чванство аристократа.

Провинциальная буржуазия представлена в романе в лице смотрителя тюрьмы господина Вально, которого Стендаль кратко, но исчерпывающе характеризует в следующих словах: Собрав из представителей всех профессий самых бесстыдных, он сказал им: «Будем править вместе».

После разрыва с г-жой де Реналь Жюльен уезжает в Безансон. Он ученик Беэансонской семинарии. Обстановка в ней невыносима, ученики поставлены в условия тюремного режима. За ними шпионят на каждом шагу, у них делают обыски. Семинария кишит шпионами, доносчиками. Даже такой сильный духом человек, как Жюльен, не мог пробыть там самого короткого срока.

Наконец, последний круг, который проходит Жюльен,— это высший свет Парижа, салон маркиза де ла Моль.

Стендаль не жалеет красок для того, чтобы нарисовать ничтожество этого мира. «Цвет» молодежи, которая собиралась в салоне маркиза, изображен Стендалем в тонах уничтожающей сатиры. Молодые люди смертельно боялись, как бы их не заподозрили в вольнодумстве, и потому всеми силами старались придать своему лицу самое глупое выражение, без малейших признаков мысли. Под сатирическим пером Стендаля эти «аристократы», мечтающие о возвращении старого порядка, превращены в сброд выродков, над которыми он беспощадно издевается.

Образ Жюльена Сореля, который предпочитает погибнуть, чем приспособиться к миру Реналей и Вально, полон протестующего пафоса. Его гибель есть поражение, но и победа в одно и то же время: он не сдался перед лицом врага и не пошел с ним на соглашение.

 

 

Пармская обитель».

В 1839 году появляется второй роман Стендаля о Реставрации, «Пармская обитель». Как выяснилось уже вначале, Италия играла большую роль в творчестве Стендаля.

Италии писатель обязан рождением замысла нового романа «Пармскую Обитель». Стендаль показывает себя непревзойдённым мастером сюжетостроения: здесь и предательство отца, и тайна рождения сына, и таинственное предсказание, и убийства, и заключения в тюрьму, и побег из неё, и тайные свидания, и ещё многое другое.

Стендаль решил добиться успеха у публики, но вместе с тем не утратил своих достижений писателя – психолога: характеры выписаны ещё более выпукло, чем в ранних романах, нет длиннот в описании состояний персонажей. Яркий колорит Италии придаёт всему повествованию особенную красочность.

Роман называется « Пармская Обитель» - его композиционным и идейным центром является политическая тюрьма – монастырь, возвышающаяся над городом. Попавшие туда по ложному доносу, обвиненные в несовершённых преступлениях, погибают там без суда и следствия. Это символ беззакония и произвола, создающий основную тональность романа.

Главный герой романа Фабрицио дель Донго имеет много сходного с Жюльеном Сорелем. романтик, жаждущий героических подвигов, так же оказывается перед необходимостью переоценить свои стремления и надежды.

Особое значение в романе получает сцена сражения при Ватерлоо. Битва при Ватерлоо — это начало действия в романе, и уже в этом обнаруживается большое композиционное мастерство Стендаля. Главный герой романа хочет совершить героический подвиг, участвовать в историческом сражении.

Подобно Жюльену, Фабрицио убежден, что героизм возможен только на поле битвы. Он узнает о том, что его любимый герой Наполеон высадился снова во Франции (эпоха ста дней) и должен дать решающее сражение при Ватерлоо; Фабрицио едет на поле Ватерлоо, чтобы принять участие в битве.

Герой-романтик, жаждущий подвига, переживает жесточайшее разочарование. Автор подробно описывает похождения Фабрицио на поле сражения, раскрывает шаг за шагом крушение его иллюзий.

Не успел Фабрицио появиться на фронте, как его принимают за шпиона и сажают в тюрьму.иЭто был первый отрезвляющий удар, за которым немедленно следуют другие. Фабрицио рвался на поле Ватерлоо, глубоко убежденный, что там он немедленно обнаружит необычайную храбрость. Мечта о необычайном подвиге тоже не осуществляется. «Никогда я не буду героем»,— говорит он о себе.

Стендаль не случайно проводит параллель между историческим сражением при Ватерлоо и переживаниями Фабрицио. Исторические события получают в романе как бы символический смысл. Битва при Ватерлоо была политической могилой Наполеона, его полным поражением. В романе эти события нужны автору для того, чтобы показать «потерянные иллюзии» Фабрицио, крах всех его мечтаний о большом героическом поступке.

У Фабрицио, когда он ехал на поле Ватерлоо, была большая и благородная цель. Он думал, что Наполеон поможет освободить его родину, находящуюся под игом Австрии. Он хотел содействовать этому освобождению.

Сущность разочарований, пережитых им при Ватерлоо, в том, что он убеждается в невозможности совершить этот подвиг во имя большого общего дела. Освободить родину ему не удается. Он переживает крушение не только личных надежд. Это «утраченные иллюзии» целого поколения.

Совершенно особый интерес в романе получает образ заговорщика Ферранте Палла, народного трибуна, поэта и врача. Ферранте Палла, несомненно, один из лучших художественных образов Стендаля, в одном отношении очень напоминающий образ карбонария Пьетро Миссирилли из новеллы «Ванина Ванини»: он тоже жертвует собой для освобождения родины. Ферранте Палла — благородный грабитель; он грабит ровно столько, сколько ему нужно для того, чтобы прокормиться; при этом он записывает имена ограбленных с тем, чтобы впоследствии им все возместить.

Сильно выраженный оппозиционный характер романа, написанного уже к концу творческого пути писателя, на рубеже 40-х годов,— лучшее свидетельство того, что боевой дух, дух протеста до конца не угасал в Стендале, хотя роман этот и говорит об утрате многих иллюзий самого писателя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.