гротеск - это образы отрицательных персонажей в твисте и Джинкль со слугой в ПК. создается комич образ. это старый принцип, что отриц герои некрасивы.
Мастерство портретных и психологических характеристик очень высоко в «Домби и сыне», и даже комические второстепенные персонажи, лишившись гротескных и комических черт, свойственных героям первого периода, стали хорошо знакомыми нам людьми, которых мы могли бы выделить в толпе.
Несмотря на нелепость, карикатурность и гротескность портретов героев, занимающих господствующее положение, они не производят впечатление значительности, порой даже жизненного правдоподобия. Диккенс нарочито сгущает краски, чтобы высказать свое отношение к теории, уничтожающей не только воображение, но и все человеческое и порождающей не общественную пользу, а зло и несостоятельность общества.
Консолидация общественного зла реализуется Диккенсом в его поздних романах в громоздких гротесковых изображениях персонажей, дающих коллективный портрет социального неблагополучия и ущербности нации.
Отрицательные персонажи романа - это носители зла, ожесточенные жизнью, аморальные и циничные. Хищники по природе, всегда наживающиеся за счет других, они отвратительны, слишком гротескны и карикатурны, чтобы быть правдоподобными, хотя и не вызывают у читателя сомнений в том, что они не правдивы. Так, глава воровской шайки Фейгин любит наслаждаться видом украденных золотых вещей. Он может быть жестоким и беспощадным, если ему не повинуются или наносят ущерб его делу. Фигура его сообщника Сайкса нарисована более детально, чем все остальные сообщники Фейгина. Диккенс сочетает в его портрете гротеск, карикатуру и нравоучительный юмор. Это «субъект крепкого сложения, детина лет тридцати пяти, в черном вельветовом сюртуке, весьма грязных коротких темных штанах, башмаках на шнуровке и серых бумажных чулках, которые обтягивали толстые ноги с выпуклыми икрами,- такие ноги при таком костюме всегда производят впечатление чего-то незаконченного, если их не украшают кандалы». Этот «симпатичный» [549] субъект держит для расправы с детьми «песика» по кличке Фонарик, и ему не страшен даже сам Фейгин.
Юмор как организ-я стихия в « Посмертн. зап. Пиквикского клуба». (37)-роман, хотя и постр. на мат–ле бытоопис–го очерка. Внач. Д. д/б сд. подписи к рис–м знаменит. худ. Роб.Сеймура, но подписи победили иллюст-и. С т.з. жанра – спорт. пов. (первонач. спорт – «бескорыстн. занятие к.-л. делом»). Спорт. повесть – жанр, в центре кот. Об. Оказ-ся путеш-ки ради удовольствия. Ром. > дороги, больш. перспектива охвата дей-ти. Д. намеренно уводит св. гл. героев из Лондона в сельск.Англию, где еще нет примет капиталистич. Англии. Цель пут-я и само оно – утопия. Герои собир. попасть в поместье Динглиден. Мрачн. картины дей-ти возник. на стр-х книги лишь эпизодически, крайне умеренно (напр, некое «Гнилое местечко»). Центр. роль в книге игр. юмор, организ-я стихия. Формы прояв-я юмора носят сам. разнообр. хар-р. Серия юмористич. портретов героев, серия юмористич. ситуаций. часто комич. ситуации созд-ся на несовпадении события и реакции на него. Оч.часто исп.комич.прием- овеществленная метафора. Отд.персонажи явл. носителями комич. речей. Сэм Уэллер выступ. в кач. резонера, моралиста, но все, что он гов. выглядит как комич. выступление. Юмор выступ. как ср-во идеализации. В рез-те неопытности пиквикисты попадают в нелеп.ситуации, но ситуации одновр. обличают жестокость жизни. П/д нами нелеп.герои, но смех возвыш. их над дей-ю. Гл.герой – С.Пиквик заним. место идеальн. персонажа. Достоев. гов-л, что есть 2 положит. образа мировой лит-ры – Дон Кихот и м-р Пиквик. Ведущ. св-во х-ра Пиквика – доброта, в сравн. с Дон Кихотом тоже помогает понять х-р. В сущн. вся книга постр. как описание странствий благор. рыцаря. В кн. появл.я сюжетн. пара – Пиквик и Сэм Уэллер. На протяж. романа П. попад. в типичн. донкихотовские ситуации, рядом с ним всегда его верн. слуга. Сэм чел.практический, но одновр. с практицизмом, в нем соед-ся идиллическое и бескорыстн. начала. В ром. нет отриц. персонажей. Джингль.- единственный претендент, но и его Д. не хочет делать отрицат. «Записки…»- каскад комич. ситуаций. В кот. попадают незадачливые пиквикисты, соверш. лишенные практич. опыта. Этот каскад – безудержный, непрерывный, кажд. раз неожиданный. Но несм. на неиссякаемый запас комич. ситуаций, диалогов, персонажей, неистощимую энергию рассказчика-импровизатора, «З-ки…» содержали и серьезные намеки на несов-во жизни, обществ. устройства, сущ-е зло в мире, несправ-ть, нищету. Однако, юмор в ром. в цел. обнар-ет его оптимистич. хар-р. В последств.Д. отойдет от св. соц.оптимизма.