Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика английской литературы данного периода



В английской литературе критический реализм утвердился как ведущее направление в 30—40-е гг. Расцвет его совпал с наивысшим подъемом чартистского движения в 40-х гг. В поэзии и прозе этих лет отразились настроения широких народных масс, их протест против социальной несправедливости. Критический реализм впитал в себя достижения культуры предшествующих эпох, достижения просветительского реализма, художественные открытия романтиков. В месте с тем его развитие было связано со становлением новой эстетики, новых принципов изображения действительности. Выявляется связь между человеком и конкретно-историческими условиями его существования, особенности личности раскрываются в их обусловленности социальном средой. Социальный детерминизм, сочетающийся с историзмом, становится основополагающим принципом критических реалистов, показавших своих героев включенными в общественную структуру современной им Англии. Критические реалисты обращаются к проблемам большой социальной значимости, пробуждают у читателей мысли о бесчеловечности и несправедливости существующих в буржуазном обществе порядков. Не являясь сторонниками революционных методов борьбы, Диккенс, Теккерей, Бронте и Гаскелл утверждали идеи гуманизма и демократизма. Своекорыстию буржуазных дельцов они противопоставляют нравственную чистоту, трудолюбие и стойкость простых людей. В Англии — классической стране капитализма со всеми присущими ему противоречиями — уже в 30-е гг. классовая борьба приняла ярко выраженные и угрожающие формы. В не меньшей степени, чем классовые, обострились и колониально-национальные противоречия. В это время прозвучал призыв чартистских поэтов и публицистов к классовой борьбе. Чартисты выступили основоположниками пролетарской литературы и эстетики в Англии. Среди чартистских поэтов и публицистов выделяются имена Э. Джонса, У. Линтона, Д. Масси, Д. Гарни. В центре их внимания — вопрос об общественной роли литературы. Осуждая противопоставление литературы действительности, чартистские писатели и критики отводили литературе важную роль в современной социальной борьбе, в защите интересов трудящихся.

Огромная заслуга Джонса и проявились в том, что он создал коллективный образ народа-труженика и народа-борца. Новаторство революционной чартистской поэзии, публицистики и критики проявилось в создании образа пролетария-борца, сознающего свои классовые интересы. Произведения писателей-чартистов отличаются политической страстностью, в них звучит призыв к борьбе ради социальной справедливости, призыв к международной солидарности трудящихся. В анг. Критическом реализме ощутимо выражено романтическое начало, с особой силой проявляющеесяв творчестве Диккенса, Шарлоты и Эмили Бронте. Своими многими достижениями реализм обязан творческому восприятию и развитию традиций романтического искусства. С романтиками реалистов сближает неприятие буржуазного общества, стремление к справедливости и свободе, тема мечты, вступающей в неизбежный конфликт с реальной действительностью. Эстетические принципы писателей-реалистов определялись их стремлением сказать правду о современном им мире, их демократическими симпатиями. Свою эстетическую программу Диккенс изложил в предисловиях к романам «Оливер Твист» и «Николас Никльби», в речах и лекциях, в письмах и очерках. Он видел долг художника в обличении социальных злоупотреблений, стремился «показать суровую правду» ради устранения социального зла. Он выступал сторонником тенденциозного искусства и четко определял свою задачу: «сослужить службу обществу». Представление о красоте неразрывно связано в эстетике Диккенса с высокими нравственными качествами человека. Красота и добро для него едины, а зло воспринимается как уродство и отклонение от нормы. Как нравственных уродов изображает он эгоистов, скупцов и лицемеров. Большое значение Диккенс придавал моральному воздействию искусства, его роли в нравственном перевоспитании человека. Принципы реализма отстаивает в своих статьях Теккерей. Сатирические обобщения Теккерея, его смех таят в себе большую обличительную силу, его реалистическая сатира народна в своей основе. Задачу художника он видит в раскрытии суровой правды жизни без всяких прикрас. Во второй половине XIX в. в развитии реализма обозначились новые тенденции. В произведениях Джордж Элиот и Джорджа Мередита проявляется более пристальный интерес к духовной жизни героев, сквозь призму которой раскрываются конфликты действительности. Писатели обращаются к новым принципам создания характера, новым способам сражения внутреннего мира человека. Публицистическая страстность, сатирическая острота, свойственные произведениям «блестящей плеяды английских романистов» 30—40-х гг., сменяются ее углубленным психологическим анализом.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.