Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема положительного героя в творчестве Ч. Диккенса. Роль второстепенных героев в структуре его романов



Впервые Диккенс делает попытки широко и многосторонне воплотить свое представление об идеале, дать образ положительного героя в действии, выразить свое кредо.

Такого положительного героя Диккенс находит прежде всего в мистере Пиквике. Смешной и чудаковатый мистер Пиквик вырастает на глазах читателя: в нем угадывается благородство человека, не мирящегося с какой бы то ни было несправедливостью. Внешний комизм лишь оттеняет благородное в Пиквике. Не без основания неоднократно сопоставляли его с героем бессмертного романа Сервантеса - с Дон - Кихотом. Подобно "рыцарю печального образа", он и смешон, и трогателен в своей непрактичности, в своем стремлении всегда и во всем поступать, как подсказывает ему совесть и требует справедливость. Подчас конфликт Пиквика с действительностью приобретает характер почти столь же трагического разлада, как и у испанского идальго. Этот конфликт неизменно характеризует Пиквика как честного, справедливого человека, благожелательного ко всем. Романист не только лишает своего героя эгоизма и стяжательства, столь характерных для буржуа, и не только прославляет в нем бескорыстие, доброжелательность, честность. Доброта и бескорыстие мистера Пиквика поистине безмерны. Они далеко переходят границы разумной доброты достопорядочного буржуа.

Уже с первых глав романа вырисовывается утопический идеал писателя. Диккенс не стремился представить какой - либо проект иного общественного устройства, его задача была более скромной: он намерен был показать идеал человеческих взаимоотношений, которые никак не соответствуют моральным нормам современного ему буржуазного общества. Демократический характер идеала Диккенса особенно выразительно подчеркивается образами Сэма Уэллера и его отца.

Cэм - это друг и товарищ Пиквика, глубоко преданный ему не только как слуга, но и человек, испытывающий глубокое уважение к неподкупности, честности, справедливости своего старшего друга и наставника. В образе Сэма писатель показал многие лучшие черты человека из народа: сметливость, находчивость, душевную отзывчивость, бескорыстие, независимость духа, неиссякаемую веселость.

Дух веселья, комизма, проникающий положительные образы Диккенса, его пиквикистский идеал свидетельствует не только о светлом оптимистическом характере романа. Он имеет еще одну существенную функцию. Воплощая в своих любимых героях и в их жизненном кодексе идеал человеческих отношений, Диккенс - художгик боится впасть в дидактику, создать безжизненные, лишенные человеческой привлекательности образы. Комические черточки в образах Пиквика, обоих Уэллеров, Уордла и других положительных героев позволяют романтисту избежать идеализации, дают возможность очеловечить образы. Жизненно - комические черточки в образах "пиквикистов " снимают налет идеализированности, приземляют, делают их живыми людьми, характерами национальными, а не абстрактными добродетелями. Комическое позволяет писателю достичь известной гармонии реального и идеального, мечты об идеале и жизненной достоверности.

В "Записках Пиквикского клуба" Диккенс впервые дает развернутое представление о своем идеале. Утопическая мечта о человеческом счастье, о небуржуазных условиях существования людей пройдет через все творчество Диккенса вплоть до его последнего оставшего незаконченным романа. У зрелого писателя идеал его обогатится новыми чертами, на первый план выдвинется человек труда.

Но тон безудержной веселости будет постепенно ослабевать в романе Диккенса. Оптимистическая вера в лучшее предназначение простого человека, убеждение, что существующий античеловеческий уклад жизни(то есть капитализм)обречен рано или поздно на гибель, были непоколебимыми убеждениями писателя. Постепенная утрата ряда иллюзий, в частности веры в сравнительно легкое переубеждение, "перевоспитание" буржуа, наложит отпечаток на тон его более поздних романов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.