Впервые Диккенс делает попытки широко и многосторонне воплотить свое представление об идеале, дать образ положительного героя в действии, выразить свое кредо.
Такого положительного героя Диккенс находит прежде всего в мистере Пиквике. Смешной и чудаковатый мистер Пиквик вырастает на глазах читателя: в нем угадывается благородство человека, не мирящегося с какой бы то ни было несправедливостью. Внешний комизм лишь оттеняет благородное в Пиквике. Не без основания неоднократно сопоставляли его с героем бессмертного романа Сервантеса - с Дон - Кихотом. Подобно "рыцарю печального образа", он и смешон, и трогателен в своей непрактичности, в своем стремлении всегда и во всем поступать, как подсказывает ему совесть и требует справедливость. Подчас конфликт Пиквика с действительностью приобретает характер почти столь же трагического разлада, как и у испанского идальго. Этот конфликт неизменно характеризует Пиквика как честного, справедливого человека, благожелательного ко всем. Романист не только лишает своего героя эгоизма и стяжательства, столь характерных для буржуа, и не только прославляет в нем бескорыстие, доброжелательность, честность. Доброта и бескорыстие мистера Пиквика поистине безмерны. Они далеко переходят границы разумной доброты достопорядочного буржуа.
Уже с первых глав романа вырисовывается утопический идеал писателя. Диккенс не стремился представить какой - либо проект иного общественного устройства, его задача была более скромной: он намерен был показать идеал человеческих взаимоотношений, которые никак не соответствуют моральным нормам современного ему буржуазного общества. Демократический характер идеала Диккенса особенно выразительно подчеркивается образами Сэма Уэллера и его отца.
Cэм - это друг и товарищ Пиквика, глубоко преданный ему не только как слуга, но и человек, испытывающий глубокое уважение к неподкупности, честности, справедливости своего старшего друга и наставника. В образе Сэма писатель показал многие лучшие черты человека из народа: сметливость, находчивость, душевную отзывчивость, бескорыстие, независимость духа, неиссякаемую веселость.
Дух веселья, комизма, проникающий положительные образы Диккенса, его пиквикистский идеал свидетельствует не только о светлом оптимистическом характере романа. Он имеет еще одну существенную функцию. Воплощая в своих любимых героях и в их жизненном кодексе идеал человеческих отношений, Диккенс - художгик боится впасть в дидактику, создать безжизненные, лишенные человеческой привлекательности образы. Комические черточки в образах Пиквика, обоих Уэллеров, Уордла и других положительных героев позволяют романтисту избежать идеализации, дают возможность очеловечить образы. Жизненно - комические черточки в образах "пиквикистов " снимают налет идеализированности, приземляют, делают их живыми людьми, характерами национальными, а не абстрактными добродетелями. Комическое позволяет писателю достичь известной гармонии реального и идеального, мечты об идеале и жизненной достоверности.
В "Записках Пиквикского клуба" Диккенс впервые дает развернутое представление о своем идеале. Утопическая мечта о человеческом счастье, о небуржуазных условиях существования людей пройдет через все творчество Диккенса вплоть до его последнего оставшего незаконченным романа. У зрелого писателя идеал его обогатится новыми чертами, на первый план выдвинется человек труда.
Но тон безудержной веселости будет постепенно ослабевать в романе Диккенса. Оптимистическая вера в лучшее предназначение простого человека, убеждение, что существующий античеловеческий уклад жизни(то есть капитализм)обречен рано или поздно на гибель, были непоколебимыми убеждениями писателя. Постепенная утрата ряда иллюзий, в частности веры в сравнительно легкое переубеждение, "перевоспитание" буржуа, наложит отпечаток на тон его более поздних романов.