Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

композиций в различных формах организации педагогического процесса



Как мы уже отмечали, данная программа ориентирует педагога на сотрудниче­ство с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические компо­зиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной дея­тельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар "Рит­мической мозаики" позволяет каждому педагогу определять место его использова­ния и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство раз­вития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческо­го воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения вни­мания или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за счи­танные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, по­высить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-рит­мические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой ум­ственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танце­вальные композиции в качестве физкультминуток ("Кот Леопольд", "Кукляндия", "Танцуйте сидя" и др.). На занятиях природоведческого содержания — творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы — "Упражнение с осенними листьями", "Дети и природа" и т.д.).

Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успоко­ить дыхание помогают такие композиции, как "Цыганские напевы", "Красный са­рафан", "Мельница". Использование композиций на основе быстрой, веселой му­зыки, таких, как "Кремена", "Полкис", "Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

* Эти идеи раскрыты в программе интеллектуального, художественно—творческого развития ребенка "Гармония" Д.И.Воробьевой.


На основе репертуара из "Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой*, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а зна­чит и нагрузку. Приведем несколько примеров.

Так, в бодрящей гимнастикефизическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение — привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции, как "Птички и Ворона", "Кошка и Девочка", "Пастушка", "Упражнение с цветами", "Разноцветная игра" и др. Наи­более оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.

На утренней зарядкенеобходимо давать детям определенную нагрузку. С уче­том этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) дви­жениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.

Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет

1. "Едем к бабушке в деревню" — образно-игровая композиция, включающая хоьбу, пружинные, имитационные движения.

2. "Белочка" — игровая композиция (имитационные движения, махи, "пру­жинки").

3. "Разноцветная игра" — игровая композиция с перестроениями (парами — в свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".

Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет

1. Композиция "Птичий двор" — упражнения на различные виды ходьбы и имп­ровизация игровых движений — 3,5 мин.

2. "Цирковые лошадки" — композиция на общеразвивающие движения спортивно­го характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений — 3,3 мин.

3. "Голубая вода" — композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимна­стики — 3 мин.

4. "Кремена" — танцевальная композиция веселого, бодрого характера — 2,5 мин,

На физкультурных занятияхритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры.

Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмичес­ких композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.

В конце занятия детям предлагаются творческие задания (придумать движения к
песне "Дело было в январе"), шуточные композиции ("Два Барана", "Кошка и
Девочка"), игры ("Игра с мячом", "Козочки и Волк"), пляски ("Кремена", "Полкис", i
"Парная пляска" на финскую польку и др.). «

-------------------------------------------------------------------------------------------------------- ]

* К программе прилагается набор аудиокассет ("Ритмическая пластика" —1,2, 3-я чаш — 3 кассеты).


На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых раз­ных вариантах: как вводную часть занятия ("Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями") либо заключительную (игра "Найди себе пару"), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное — активизация внимания детей, про­буждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творчес­кого воображения. Так, например, композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю.Чич-кова) включается в занятие и в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движе­нии, рисовании или аппликации.

Интересно можно включить в занятия ритмические композиции на класси­ческую музыку — "Менуэт" Л. Боккерини, "Танец Троллей" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Танец цветов и бабочек" на музыку Ф.Шуберта и др. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюст­раций, рисование на эту тему, а также пластические этюды — импровизации детей и педагога под музыку. Постепенно создается целая картина, которую можно ис­полнить в соответствующих костюмах и с декорациями ("Аквариум" — водоросли, раковины; "королевский дворец" — колонны, зеркала, канделябры, "Танец Трол­лей" — сказочный лес, таинственная пещера и т.д.). При создании фантастических образов дети активно включаются в диалог с педагогом, предлагают свои вариан­ты оформления картины (рисуют эскизы костюмов или декораций), придумывают свой сюжет (методику организации творческих занятий см. в пособии "От игры до спектакля").

Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх — драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми.

Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети са­мостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и вырази­тельного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Посколь­ку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выг­лядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).

Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например, если вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга" логично провести аттракцион "Кто больше соберет бананов": допрыгнуть и сорвать с "ветки", сосчитать их (у кого больше?), отгадать загадки и пригласить "отгадки" — других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.

Для удобства в планировании мы предлагаем проанализировать репертуар "Рит­мической мозаики" по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса.

Можно воспользоваться схемой тематической характеристики репертуара, которую в дальнейшем каждый педагог дополняет по своему усмотрению (см. прил. 2).


Послесловие

Итак, мы коротко изложили основы содержания и методики обучения дета по программе "Ритмическая мозаика". Однако следует уточнить, что описан методы и приемы работы являются, в основном, общепедагогическими, учитывающими возрастные особенности детей 3-9 лет, цели и задачи их воспитания, i также условия организации жизни детей в образовательных учреждениях. Но каждый педагог — творческая, уникальная личность со своими "сильными" и "слабыми" профессиональными качествами. Каждый педагог использует один и тот ж прием по-своему. И наиболее эффективной методикой будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысле­но и проанализировано, опробовано на практике в работе с детьми. И мы надеемся, что наши советы и рекомендации также будут апробированы, пропущены "че­рез себя", свой собственный опыт и дополнятся уточнениями, собственными разработками и импровизациями.

Творческих успехов!

 

 


 

 



 



 



 





 



 


 

 



 

 



 


 



 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

     


 

 

 




 



 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


   

 



 

 


 

     


 

 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


 



 



 

 

 

 

     


 

 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

 

 

 

     



 

 

 

 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

     


 

 


 



 



 



 



 

   



   

 


 

     


 

 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


 



 



 



 



 



 



 



 



 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.