Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений



Идя от простого к сложному, в началеработы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровыхдвижений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как "Зайчик", "Белочка", "Мячик", тренируют умение легко прыгать на двух ногах; "Лисичка" — это "мягкая", пружинящая ходьба, "Мячик покатился" — бег; "Миш­ка" — ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях — кататься с боку на бок; "Собачка" — ходьба на четвереньках, бег; "Кошечка" — стоя на четвереньках, выгибать и проги­бать спину (развитие гибкости), "умывается", ходит на полупальцах и т.д.

Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях ("Плюшевый медвежонок", "Белочка", "Мячик" и др. из репертуара "Ритмической мозаики").

Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразитель­ность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции,умение "оживлять" игровой пер­сонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, пля­совые.

Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобре­тает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции

* Методику работы над спектаклям см. в книге А.И.Бурениной "От игры до спектакля" (СПб., 1995).

** Э.Жак Далькроз. Ритм; его воспитательное значение для жизни и для искусства // Театр и искусство. —1922.


для старших детей также различаются по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие основных и общеразви-ваюшихвидов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества в умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. В предлагае­мом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведе­ниях, а значит и в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократное повторение позволяет детям "схватить" движение по показу, освоить его и автома­тизировать. В процессе наблюдения на групповых занятиях педагог определяет тех детей, которым необходима индивидуальная помощь, и проводит с ними дополни­тельные занятия. (Иногда не следует торопиться с форсированием усвоения отдель­ных движений. Мы рекомендуем педагогу поискать удобный дня детей темп и ритм музыки или подождать месяц — другой, так как случается, что ребенок и самостоя­тельно "схватывает" движение просто по показу педагога).

С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку, на­чинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучанияаккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, про­извольность движений.Используются различные методические приемы — это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступ­ления и заключения, зрительные сигналы и т.д.).

Важно обращать внимание детей на характер исполнения, "вхождение в об­раз", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям — и к простейшим, типа "Белочка" или "Чебурашка", и к более сложным, с философс­ким звучанием — например, "Цыганские напевы", "Красный сарафан" и др.

Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции "Кре-мена", "Полкис", "Светит месяц", "Калинка" и др.), так и в специально подобран­ных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Еще одна, не "музыкальная", но очень важная задача решается в процессе обучения движению — это воспитание вежливости,элементарной культуры пове­дения.Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы — это объясне­ние педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства соб­ственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.

Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают есте­ственно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ори­ентироваться в пространстве зала.При этом важно в начале дать детям возмож­ность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть


прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образ­ное сравнение ("рассыпались горошком").

Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, сво­бодно располагаться и становиться врассыпную — сложная задача, и для этого по­надобится много времени (может, не один год) и терпения.

Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и есте­ственны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.

Для того, чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр. При этом важно правильно обозначать направление движения — "направо", "налево", "вперед", "назад", то есть связать "мышечное чувство" на­правления движения со словом (задействовать 1-ю и 2-ю сигнальные системы — основу формирования навыка, по И.П.Павлову). Можно использовать также метод моделирования — выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцеваль­ные фигуры и последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими детьми).

Таким образом, формирование умения ориентироваться "на себе" (правая-ле­вая рука, нога), "от себя" (направо, налево, вперед, назад) закладывается в млад­шем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.